Форма динамического существования системы - процесс - единое последовательное и качественно определенное движение системы.
Процессы, в которых участвует система, могут протекать как в организованной, так и в неорганизованной форме. Неорганизованные процессы деструктивны. Они ведут к нарушению равновесия системы и ее разрушению. Сохранение равновесия и целостности системы обеспечивают организованные процессы. Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.
Для живых систем динамическая организация имеет абсолютное значение. Во-первых, сама жизнедеятельность живых систем является организованным процессом. Во-вторых, существование живых систем возможно только в рамках относительно узких границ гомеостазиса. Удержаться в этих границах система может только в процессе организованного и четко ориентированного движения. В-третьих, существование живых систем происходит в постоянном, интенсивном и многообразном взаимодействии с внешней средой, воздействие многих факторов которой направлено на подавление жизнедеятельности. В-четвертых, для многих элементов внешней среды, активно взаимодействующих с системой, характерна высокая изменчивость, определяемая множеством разнообразных факторов.
В своем существовании каждая живая система проходит определенный жизненный цикл, включающий фазы от образования до гибели системы. Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью, глубиной и скоростью изменений, происходящих в системе, в уровне ее организованности, потенциале, изложении в среде. Таким образом, можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла системы.
1. Процессы образования системы как новой качественной определенности имеют четко фиксированные начальные и коренные точки: «система начинает формироваться» и «формирование системы завершено». В процессе образования «новорожденная» система получает:
- структуру, обеспечивающую стабильность системы;
- базовый уровень организованности;
- систему управления, способную поддерживать необходимый уровень равновесия;
- исходный потенциал;
- определенное положение в окружающей среде и каналы, по которым может осуществляться взаимодействие с этой средой.
В зависимости от формы, в которой осуществляется создание новой системы, процессы образования подразделяются на следующие виды:
- интеграцию - процесс образования системы путем объединения нескольких самостоятельных систем;
- дезинтеграцию -- процесс образования новых систем путем разделения более крупной системы;
- трансформацию - процесс преобразования одной системы в другую, качественно отличную от исходной.
2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы. Довольно четко фиксируются точки начала и окончания роста системы. Возрастает потенциал системы. Расширяется сфера ее взаимодействия со средой. Структура становится более масштабной, количество компонентов и межкомпонентных связей возрастает. Более масштабным становится и управление. Однако существенных качественных изменений в нем не происходит. Не возрастает и общий уровень организованности системы. Можно выделить следующие виды процессов роста:
- рост «взросления» новорожденных систем;
- устойчивый рост зрелой системы;
- циклический рост, предполагающий чередование периодов повышения и снижения количественных параметров системы.
3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности. Представляют собой движение от начального, более низкого уровня организованности, к конечному, более высокому. За счет происходящих в системе качественных преобразований повышается потенциал системы. Возможен рост количественных параметров функционирования как результат улучшения качественных характеристик. Структура становится более сложной, что обусловлено, главным образом, увеличением разнообразия и усложнением межкомпонентных связей. Более рациональным и экономичным становится управление. Общее положение системы в среде значительно улучшается.
4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Начальная точка процесса - достижение соответствующего состояния количественных и качественных характеристик. Конечная - начало перехода на другой уровень функционирования системы. Предполагается относительная неизменность потенциала, основных характеристик структуры и эффективности управления. Однако положение организации в среде может существенно изменяться, поскольку «стоять на месте», находясь в динамичной среде, - значит отставать.
5. Процессы спада противоположны процессам роста и характеризуются падением количественных параметров системы и жжением ее масштаба. Четко фиксируются точки начала и окончания процессов спада. Снижается потенциал системы. Сужается сфера взаимодействия системы со средой. Структура системы становится менее масштабной, количество компонентов и межкомпонентных связей сокращается. Качественные изменения, в том числе и уровня организованности, возможны только при Значительном сужении масштаба деятельности.
Процессы спада совместимы не только с процессами функционирования и регрессирования системы, но и с процессами развития (при сокращении неорганизованной части системы).
6. Процессы регрессирования системы противоположны Процессам развития и характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности. Происходит переход от начального, высокого уровня организованности, к конечному, более низкому. Снижается потенциал системы. Упрощается структура. Управление становится менее рациональным. Положение системы в среде значительно ухудшается.
7. Процессы разрушения системы, завершающиеся потерей ее качественной определенности. Начальная точка процесса - «система начинает разрушаться», конечная - «система разрушена». Система управления не способна поддерживать состояние равновесия системы. Можно выделить следующие виды процессов разрушения:
- разрушение как завершение процесса «старения»;
- разрушение как завершение процесса регрессирования системы, находящейся в состоянии «болезни»;
- катастрофическое разрушение системы - одномоментная потеря качественной определенности и организованности.
Принадлежность к той или иной фазе жизненного цикла является только самой общей характеристикой процесса. Конкретное содержание и формы осуществления процессов, возможность их реализации, перспективы перехода от одной фазы жизненного цикла к другой определяются собственным поведением системы. Поведение системы - это совокупность внешних и внутренних действий системы, устанавливающих форму ее существования в окружающей среде и ориентированных на реализацию ее целей. Можно дать классификацию процессов по типам поведения системы
Процессуализация предполагает: во-первых, рациональную структуризацию процесса с выделением отдельных элементов, являющихся относительно обособленными частями данного процесса как единого целого; во-вторых, ориентацию процесса в определенном направлении; в-третьих, организованную реализацию процесса, обеспечивающую его четкую упорядоченность.