Тема:«Звук и буква Ш (знакомство)»
Цели:
1. Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах, словах, предложениях.
2. Учить определять позицию звука «Ш» в словах.
3. Формировать навыки звуко-слогового анализа.
4. Познакомить с буквой Ш.
5. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, маркер согласного, твердого, глухого звука, карточки-маркеры позиции звука в слове, тетради логопедических заданий, синие ручки, карточка с буквой Ш, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Вспомни и ответь».
—На какие две группы делятся речевые звуки? (Гласные и согласные.)
—Чем они отличаются?
—Как обозначаются гласные (согласные) звуки?
3.Упражнение «Звук „Ш"».
Выставлять по одной предметной картинке на наборное полотно, называть их. Спросить детей, какой звук они услышали в каждом слове.
Уточнить артикуляцию звука перед зеркалами.
Предложить детям произнести звук хором и индивидуально.
Познакомить с характеристикой звука с использованием маркера (согласный, твердый, глухой).
Попросить детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук «Ш» среди других.
4.Упражнение «Повтори, не ошибись».
Предложить детям произнести цепочки слогов за логопедом: ша-шо-шу-ши; шо-шу-ши-ше; аш-ош-уш-иш и т.д.
5.Упражнение «Где звук?».
Выставить карточки-маркеры позиции звука в начале, середине и в конце слова.
Попросить детей поочередно выходить к доске, называть картинку, определяя, где слышится звук «Ш» в слове, и прикреплять картинку под соответствующим маркером.
6.Упражнение «Наш, наша, наше, наши».
Предложить детям ответить на вопросы по картинкам:
— О чем можно сказать «наш» (наша, наше, наши)?
7.Упражнение «Придумай предложение».
Попросить детей придумать предложения по двум опорным картинкам. Например:
Шахматы - шашки. (Мы любим играть в шашки и шахматы. Я умею играть в шашки, но не умею играть в шахматы.)
8.Физкультминутка.
Игра «Кошка и мышки».
Выбрать водящего - кошку. Произнести вместе с детьми слова, двигаясь по кругу:
Тише, мыши! Тише, мыши! Кошка спит на нашей крыше.
Мыши, мыши, не шумите, кошку нашу не будите!
Дети разбегаются, кошка их ловит.
9.Упражнение «Составь схему».
Предложить детям составить звуко-слоговую схему слов «мышь»,»мышата» и проанализировать ее.
10. Упражнение «Буква Ш».
—Фея Графика прислала новую букву. Это буква Ш (ша), так она называется в алфавите, но когда мы читаем ее, то произносим звук «Ш».
Рассмотреть букву, уточнить, на что она похожа, как написана.
11. Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда.
12. Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей написать большую и маленькую буквы Ш образцу на доске.
13. Итог занятия.
На дом: задание 57.