Цели:
1. Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.
2. Закрепить признаки осени.
3. Развивать внимание, память, мышление.
4. Воспитывать навыки организационного поведения.
Оборудование: игрушка или изображение Незнайки, предметные картинки, игра «Давай подумаем», картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 18), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто скажет, какой лист у березы (клена и т.д.). (Березовый, кленовый и т.д.)
2.Игра «Помоги Незнайке».
-Незнайка гулял в лесу и собрал букет из осенних листьев.
-Послушайте и угадайте, о каком листике вам расскажет Незнайка. (На наборном полотне изображения дубового, березового и кленового листьев желтого цвета.)
-Я в лесу нашел осенний листик.
-Вы догадались, о каком листике рассказал Незнайка? (Нет.)
Вывод: чтобы догадаться, о каком предмете рассказывают, должны быть названы все его признаки.
Логопед составляет картинно-графический план (см. задание на дом 18).
-Давайте теперь поможем Незнайке правильно составить рассказ.
Составление описательного рассказа по плану (2—3 детьми по цепочке).
-Я нашел в лесу березовый лист. Он желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий.
3.Упражнение «Посмотри и расскажи».
Рассматривание картинно-графического плана и составление рассказа:
-логопедом с детьми;
-детьми самостоятельно.
4.Физкультминутка (см. занятие 10).
5.Игра «Поправь Незнайку».
· Это кленовый лист. Он синий, маленький, гладкий, тяжелый.
· Это сосновая иголка. Она красная, короткая, колючая, тупая тяжелая.
· Это березовый лист. Он голубой, огромный, шершавый, тяжелый.
6.Игра «Угадай по описанию».
Вызванный ребенок прячет картинку с изображением листика и говорит:
-У меня листик желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий. Какой это листик? (Это березовый листик.)
И т.д.
7.Итог занятия.
На дом: задание 18.
Занятие 19
Тема: «Овощи. Словоизменение»
Цели:
1. Уточнить знания об овощах, расширить словарь по теме.
2. Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
3. Формировать фразу с противительным союзом А.
4. Развивать внимание, память, правильное речевое дыхание моторику, темп и ритм.
Оборудование: полоски разного цвета, предметные картинки, картинка «Огород», муляжи овощей, игрушка или изображение гнома, мяч, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Садится на место тот, кто назовет цвет полоски.
2.Упражнение «Посмотри и ответь».
Рассмотреть картинку «Огород», задать детям вопросы по ней:
- Что это за место?
- Какое время года изображено?
- Что растет в огороде, на грядках?
- Назовите овощи, которые растут в огороде. (Выставлять по одной картинке — дети называют овощи.)
3.Упражнение «Душистые овощи».
-Душистые овощи выросли в огороде. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»
4.Игра «Что растет в огороде?».
-В огороде растет много разных овощей. Я буду показывать вам картинки, где нарисован один овощ, а вы называйте, какие овощи растут в огороде, во множественном лице.
-Это помидор, а в огороде растут... (помидоры).
Далее логопед ставит картинку, а дети говорят фразу: «Это огурец, а в огороде растут огурцы».
5.Физкультминутка. Дети водят хоровод:
Поднялся наш огород,
Все под солнышком растет.
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Затем дети изображают водителей грузовиков и проговаривают текст в разном темпе: медленно, быстрее, быстро:
Едем, едем мы с тобой на машине грузовой.
Овощи везем домой.
6.Игра «Огородик гнома».
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
-У нас в огороде растет репа, а у гнома в огородике - репка. И т.д.
7.Игра «Толстячки — худышки».
-Много овощей выросло в огороде. Есть овощи-толстячки. (Назвать.) А есть овощи-худышки. (Назвать.)
Логопед называет овощ - дети или надувают, или втягивают щеки.
8.Итог занятия.
На дом: задание 19.