Тема:«Транспорт и его части. Словообразование»
Цели:
1. Расширить и активизировать словарь по теме.
2. Учить префиксальному способу образования глаголов.
3. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
4. Формировать умение правильно употреблять простые предлоги.
5. Развивать внимание, память, мышление, связную речь.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинки с наложением, картинки с изображением транспорта без каких- либо частей, картинки «Ехали мы, ехали...» (см. задание на дом 114), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Назовите транспорт во множественном числе.
2.Упражнение «Посмотри и угадай».
Выставить на наборное полотно картинку с контурными изображениями транспорта, наложенными друг на друга.
- Покажите и скажите, что нарисовано.
- Как назвать это одним словом?
Упражнение «Покажи и назови».
Рассмотреть с детьми предметные картинки, уточнить названия частей транспорта: кабина, кузов (кузова), салон, бампер, багажник, колесо, фара, дверь, токосъемник (бугель), турбина, хвост, крыло, мотор, пропеллер, руль, штурвал, трап.
4.Упражнение «Чего не хватает?».
Выставить картинки с изображением транспорта без каких-либо частей. Предложить детям ответить на вопрос:
- Чего не хватает у вертолета (поезда, грузовика и т.д.)?
5.Физкультминутка (см. занятие 113).
6.Упражнение «Где чего много?».
Выставить картинки с изображением гаража, вокзала, депо, аэродрома, порта. Предложить детям подумать и сказать, чего много в гараже, в депо и т.д.
7.Упражнение «Ехали мы, ехали...».
Рассмотреть с детьми картинки и предложить ответить на вопросы:
- На чем они поехали? Куда подъехали? Через что переехали? По чему проехали? К чему подъехали? Куда въехали? Откуда съехали? Что дальше сделали? Куда подъехали? Куда приехали?
Затем попросить детей самостоятельно рассказать, как путешествовали ребята.
8.Итог занятия.
На дом: задание 114.
Занятие 115
Тема:«Профессии»
Цели:
1. Закрепить и активизировать словарь по теме.
2. Закрепить понятие «профессия».
3. Формировать связную речь.
4. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», игрушка или изображение Незнайки, картинно-графическая схема предложений (см. задание на дом 115), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям поочередно ответить на вопросы:
- Кто управляет автомобилем? Поездом? Самолетом? И т.д.
Последнему ребенку задать вопрос:
- Что сейчас называли ребята? (Профессии.)
2.Упражнение «Покажи и назови».
Предложить детям назвать профессии изображенных на картинках людей.
3.Упражнение «Кто что делает?».
Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том» что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.
· Врач варит суп.
· Дворник водит машину.
· Машинист управляет поездом.
· Шофер убирает двор.
· Повар лечит людей.
· Портной чинит сапоги.
· Учитель учит детей в школе.
· Сапожник шьет одежду.
4.Упражнение «Кем быть?».
Прочитать детям отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», обратить внимание на значимость каждой профессии. Спросить детей, кем хотят быть они, когда вырастут.
5.Физкультминутка.
- Кем мы будем - мы не скажем, что будем делать - вам покажем.
Дети угадывают профессию по действию ведущего или наоборот.
6.Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».
Составить с детьми предложения по сюжетным картинкам с использованием картинно-графической схемы. (Шофер управляет легковым автомобилем. (Шофер ведет легковой автомобиль.) И т.д.)
7.Упражнение «Что лишнее?».
· Повару нужны кастрюли, сковорода, руль, поварешка (половник).
· Водителю нужны шприц, машина, руль, насос.
· Портному нужны ножницы, молоток, мел, иголка.
· Дворнику нужны лопата, ножницы, метла, лом.
· Врачу нужны бинты, вата, шприц, кастрюля.
8. Итог занятия.
На дом: задание 115.