Цели:
1. Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте.
2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
3. Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт).
4. Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, красный и зеленый диски, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Назовите предмет, на котором можно ездить.
2.Упражнение «Покажи и назови».
Дети показывают и называют транспорт, изображенный на предметных картинках, в единственном и во множественном числе и называют все одним словом.
3.Беседа.
- Для чего нужен транспорт?
- Где едут поезда, трамваи, электропоезда? (Они едут по рельсам на земле.)
- Грузовики, троллейбусы, автобусы? (По земле.)
- Какой это транспорт? (Наземный.)
- Где плывут лодки, катера, корабли, теплоходы? (Они плывут по воде.)
- Какой это транспорт? (Водный.)
- Где летят самолеты, вертолеты, воздушные шары? (Они летят в воздухе.)
- Какой это транспорт? (Воздушный.)
- А какой транспорт метро? (Подземный.) Почему?
4.Физкультминутка.
Игра «Уличное движение».
- Вокруг себя перевернитесь, в любой транспорт превратитесь. Дети называют транспорт. Логопед поднимает зеленый диск — дети двигаются, как транспорт, красный диск — останавливаются.
5.Упражнение «Кто чем управляет?».
- Мы сейчас управляли транспортом.
- Чем ты управлял(а)?
- У нас всех были разные профессии. Назови, кто ты был(а) по профессии? (Водитель, шофер.)
- А кто управляет самолетом (поездом, кораблем и т.п.)?
- Чем управляет капитан (машинист, летчик, пилот, мотоциклист, велосипедист, водитель, шофер, вагоновожатый)?
6.Упражнение «Найди пару».
Предложить детям подобрать картинку с изображением человека и транспорта, которым он управляет, и сказать, кто чем управляет. (Машинист управляет поездом, летчик управляет самолетом и т.д.)
7.Игра «Отгадай-ка».
Железная птица в небе кружится,
По сигналу пилота на землю садится.
(Самолет.)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд.)
Людей перевозит и грузы везет,
Делает много нужных работ.
Летит он по воздуху, мчит по земле,
А если понадобится — и по воде.
(Транспорт.)
8. Итог занятия.
На дом: задание 113.