Утверждение правовых принципов правосудия

Важнейшие перемены в судебной системе Российской Федерации заключались в том, что в 1991 г. впервые был избран Конституционный Суд Российской Федерации в составе 13 судей Съездом народных депутатов Российской Федерации. С 1992 по 1993 г. Конституционный Суд активно участвовал в событиях конституционного кризиса. 21 сентября 1993 года, когда Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета, Конституционный Суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября и по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему тогда закону). После событий 3—4 октября Президент Б.Н. Ельцин «приостановил» деятельность Конституционного Суда.

Вновь Конституционный Суд был назначен Советом Федерации РФ в феврале 1995 г. в количестве 19 судей, его председателем был избран В.А.Туманов, в 1997 г. новым председателем стал М.В. Баглай, а в 2003 году снова был избран В.П. Зорькин. За это время Конституционный Суд принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

- По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной Думы или одной пятой его депутатов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ;

- Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;

- По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

- По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ;

- По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

17 октября 1991 г. в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей. В работе Съезда принял участие Президент России. В своем выступлении Б.Н. Ельцин особо подчеркнул необходимость повышения доступа граждан к правосудию, усилении роли суда в защите демократических завоеваний, в разрешении межнациональных проблем, а также в разрешении властных противоречий между законодательной и исполнительной властями, в разрешении жалоб граждан на действия органов уголовного преследования, следователя и прокурора.

Реформаторские предложения судейского сообщества и Верховного Суда России вошли целостным пакетом в Концепцию судебной реформы, которая была внесена на рассмотрение Верховного Совета РСФСР от имени Президента России.

Практически сразу же после Съезда - 24 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР обсудил и принял Постановление «О Концепции судебной реформы», в котором говорилось: «Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законодательной деятельности».

Судебная реформа стала составной частью всеобъемлющего процесса преобразования российского общества, а потому Верховный Суд Российской Федерации выступил активным и последовательным сторонником претворения концептуальных идей реформы в жизнь.

Распад СССР коренный образом изменил положение и роль Верховного Суда России. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3045-1 упразднялся Верховный Суд СССР. Его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР, которому передавались все недвижимое имущество, архив, фонд законодательных материалов, принадлежавшие ранее Верховному Суду СССР. Верховный Суд РСФСР наделялся правом рассматривать все судебные дела и жалобы на судебные постановления о преступлениях и судебной правоотношениях, относящихся к юрисдикции России. Таким образом, Верховный Суд РСФСР стал высшим судебным органом страны.

Смещались приоритеты в правосудии. Человек, его права и свободы провозглашались высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.

Последовательно следуя избранным курсом и используя свое право законодательной инициативы, в Верховном Суде был разработан законопроект о внесении в действующее процессуальное законодательство принципиальных изменений и дополнений, целью которых было установить судебный контроль над законностью и обоснованностью ареста и заключения под стражу, который был принят.

Тенденция расширения правозащитной функции судебной власти на досудебных стадиях уголовного продолжалась, сохраняясь и в дальнейшем. Принятый в декабре 2001 г. УПК Российской Федерации не только предоставил практически неограниченные возможности для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, но и установил, что действия и решения, затрагивающие конституционные права граждан, могут иметь место только с разрешения (санкции) суда. Так, согласно ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; 2) о продлении срока содержания под стражей; 3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; 4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; 5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище; 6) о производстве личного обыска; 7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и других кредитных организациях; 8) о наложении ареста на корреспонденцию; 9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на счетах в банках и других кредитных организациях; 10) о временном отстранении обвиняемого от должности; 11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров. Тем самым, выраженная в Конституции Российской Федерации правозащитная функция суда последовательно реализована в новом отраслевом законодательстве.

Результатом активной работы Верховного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Совета судей и Главного правового управления Президента России стал законопроект «О статусе судей в Российской Федерации». Идея его принятия прозвучала в выступлении Председателя Верховного Суда РФ на первом Совете судей Российской Федерации в марте 1992 г. Законопроект был предметом бурного обсуждения его участников и получил всеобщую поддержку. Он был внесен на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.

Принятый 26 июня 1992 г. новый Закон стал реальной основой создания действительно независимой и влиятельной судебной корпорации. Статус российского судьи был поднят на новый, более высокий уровень. Повысилась престижность судейской профессии. Закон содержал правовые гарантии действительной самостоятельности судей и их достойного материального и социального обеспечения. В Законе содержалось понятие «судебная власть». Подчеркнуто, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Указывались носители судебной власти - только судьи и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны, - записано в ст. 1 Закона.

Новый Закон стал самым первым основополагающим правовым актом в практической реализации судебной реформы. В нем был учтен и использован как отечественный исторический опыт, так и положительный опыт зарубежных стран в части утверждения принципа независимости судей – главной гарантии, обеспечивающей справедливость правосудия. В Законе «О статусе судей в Российской Федерации» закреплялись принципиально новые правовые положения о судебной власти, ее месте в государственной системе России, о самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей. Провозглашалось, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Для выражения и защиты интересов судей – носителей судебной власти Закон предусматривал образование органов судейского сообщества: Всероссийский съезд судей, собрания и съезды (конференции) судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, военных округов (флотов) и избираемых ими советов судей, а также квалификационные коллегии судей.

В мае-июле 1992 г. были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 марта 1993 г. утверждались описание и мантия судей Российской Федерации.

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации начался новый этап в осуществлении судебной реформы. Конституция стала правовой основой организации судебной власти в стране и осуществления независимого правосудия. В ней закреплялось существование судебной власти в системе разделения властей, организация судебной системы, статус судей, гарантии граждан в их отношениях с правосудием и др.

Конституцией Российской Федерации предусматривалось осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей. Эта форма участия граждан существовала в нашей стране с 1864 г. и была исключена после установления Советской власти.

Главное преимущество суда, рассматривающего дела с участием присяжных заседателей состоит в том, что при этом обеспечивается независимость присяжных заседателей от любых органов власти, управления, общественных структур от профессиональных судей при решении основного вопроса правосудия по уголовным делам – о виновности. Под судом присяжных понималось соединение для судебного разбирательства двух равноправных между собой судей профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Прежде, в традиционной с советских времен системе правосудия, когда судьи и народные заседатели в судебном процессе составляли единую коллегию, на заседателя возлагалась обязанность наравне и совместно с профессионалом решать правовые вопросы, в которых он был недостаточно компетентен, имело место преобладающего влияние судьи. В суде присяжных достигается важное условие любой деятельности – каждый занимается своим делом независимо друг от друга в пределах собственного опыта и знаний.

Возрождение судов присяжных содержало в себе определенные правовые и организационные сложности, что обусловило поэтапное введение этой формы судопроизводства, которая первоначально осуществлялась в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Ульяновской областях. Вопрос об организации рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей был вынесен на рассмотрение Пленума Верховного Суда.

На рубеже ХХ-ХXI вв. существенно повысилось значение международного права как важнейшего инструмента сотрудничества участников мирового сообщества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Все более широкое распространение получала практика непосредственного обращения граждан за международной защитой своих прав и свобод. Обязательства, принятые на себя нашей страной в связи с вступлением в Совет Европы и признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека потребовали не только приведения в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод национального законодательства России, но и судебной практики. Возникла необходимость широкого информирования судей как о содержании общепризнанных принципов и норм международного права, так и о практике Европейского Суда, которая, как известно, носит прецедентный характер.

В октябре 2003 г. Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление. Оно включало в себя рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» не только оказало практическую помощь судам, но и стало важным этапом на пути развития российской правовой системы в направлении все большего взаимодействия с международным правом, добросовестного исполнения Россией своих международных обязательств.

Верховный Суд Российской Федерации и органы судейского сообщества выступили за реформирование системы обеспечения деятельности судов и отделение ее от исполнительной власти, то есть от Министерства юстиции Российской Федерации и его структур на местах. Эта проблема стала предметом обсуждения специального совещания руководителей органов юстиции и судов Российской Федерации, на котором по ней развернулась острая дискуссия.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» федеральными судами являются: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Предусмотрено функционирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей субъектов Российской Федерации.

Предметом правового регулирования Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» являются также некоторые вопросы судопроизводства, статуса судей, обеспечения деятельности судов и ряд других. Предусмотрена деятельность органов судейского сообщества.

В Законе закреплен порядок создания и упразднения судов. Установлено, что Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Основной Закон России; другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

В связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы появились новые перспективы для ускорения судебной реформы и дополнительные возможности защиты прав и свобод человека и гражданина на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

По законодательной инициативе Верховного Суда РФ был принят федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в соответствии с которым функции организационного обеспечения деятельности судов переходили из системы органов Министерства юстиции в ведение нового органа. В законе определено, что Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей. При этом подчеркнуто, что Судебный департамент не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Это стало одним из принципиальных завоеваний судебной реформы: впервые в истории современной России судебная власть взяла под собственный контроль обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Таким образом, появился четкий правовой механизм практической реализации статьи 124 Конституции Конституция РФ, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», установлено, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В нем содержится норма о том, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей.

Провозглашая самостоятельность каждой из трех ветвей государственной власти, лишь в отношении одной из них – судебной Конституция содержит специальную статью (120), согласно которой судьи – носители судебной власти независимы и подчиняются только закону. Следовательно, независимость рассматривается как правовой аспект статуса судей, гарантирующий возможность осуществлять свои полномочия самостоятельно и быть защищенными от давления извне.

Важными правовыми гарантиями независимости также служат несменяемость судей, особый порядок наделения, прекращения или приостановления их полномочий, неприкосновенность.

Федеральными законами установлена ответственность в отношении лиц, виновных в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда.

Известно, что при разрешении уголовных, административных и гражданских дел затрагиваются права и законные интересы многих миллионов граждан. А потому одной из актуальных проблем в деятельности российских судов является повышение эффективности правосудия.

В свою очередь, важной составляющей обеспечения высокой эффективности служит наличие установленной федеральным законом ясной и понятной каждому процедуры разрешения судебного спора, то есть, доступа к правосудию.

Проблема доступа к правосудию имеет определенные правовые стандарты своего разрешения. Прежде всего, доступ к правосудию предполагает реальную возможность каждого заинтересованного лица добиться рассмотрения своего дела в суде, которому оно подсудно, без каких-либо чрезмерных правовых или организационных препятствий.

Доступ к правосудию, как важная составляющая его эффективности, характеризуется следующими критериями:

- наличие гарантированного права на обращение в суд каждого гражданина, нуждающегося в судебной защите, в четко (ясно) установленном порядке, не допускающем субъективизма при применении закона;

- близость суда к населению, обеспечивающая своевременный и безотказный прием заявлений;

- разумные судебные расходы с правом неимущего быть освобожденным от них;

- разумные сроки рассмотрения и разрешения дел;

- научно-обоснованные нормативы нагрузки на судей;

- наличие надлежащих условий работы судей, сотрудников аппарата судов (помещения, материальное обеспечение, оборудование, технические средства, база законодательства и т.д.);

- простота и ясность процедуры рассмотрения дел, а также высокое качество выносимых судебных решений, их законность и обоснованность;

- гарантия юридической помощи, нуждающимся – бесплатно;

- обязательность исполнение судебных решений.

Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется Верховным Судом и действующими в Российской Федерации органами судейского сообщества на конкурсной основе. Кандидаты на должности судей сдают специальной комиссии квалификационный экзамен, после чего при получении положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий материалы на них направляются Председателю Верховного Суда РФ, который представляет их Президенту страны. Председатель Верховного Суда РФ наделен компетенцией направлять Президенту России для назначения кандидатуру на должность судьи федерального суда любого уровня.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации России Федерального Собрания РФ по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Для назначения на должность требуется возраст 35 лет и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.

Судьям предоставлен ряд льгот и преимуществ. Они обеспечиваются бесплатным жильем, пользуются бесплатным проездом на городском транспорте, медицинским обеспечением, включая обеспечение лекарствами. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

Принятые в 2001 г. дополнения и изменения к закону «О статусе судей в Российской Федерации» повысили требования к уровню квалификации судей, их морально-деловым качествам, личной ответственности за исполнение обязанностей судьи. Так, за совершение дисциплинарного проступка установлена дисциплинарная ответственность судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью взыскания принимается квалификационной коллегией судей.

Председателю Верховного Суда Российской Федерации предоставлено право вносить представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения полномочий судьи, за проступки, умаляющие авторитет судебной власти, дискредитирующие звание судьи и несовместимые с его высоким статусом.

К числу важных принципов судопроизводства, способствующих совершенствованию организации и деятельности судебной системы, относится принцип гласности судопроизводства. Гласность позволяет обеспечить доступность и открытость судебной системы для граждан, что с одной стороны, - налагает ответственность на судей в вопросах законного и справедливого разрешения дел, с другой – способствует формированию у широких слоев населения позитивного мнения о судебной власти, правильного понимания целей и задач судопроизводства, выполнению предупредительных и воспитательных задач правосудия. Вопросы расширения гласности, информационной открытости деятельности судов общей юрисдикции являются предметом постоянного внимания Верховного Суда РФ. Одним из путей, направленных на достижение информационной открытости правосудия доведение до граждан и широкой общественности сведений о решениях, выносимых различными судебными инстанциями.

Необходимость решения вопросов, связанных с доступностью и открытостью правосудия, получили поддержку Правительства Российской Федерации, которое в сентябре 2006 г. утвердило новую Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы». Ее реализация призвана обеспечить решение последующих стратегических задач дальнейшего развития судебной системы, расширения гласности, открытости и доступности правосудия для населения, укрепит доверие населения к судам.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой ст. 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия – государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Реформируется арбитраж. 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйст­венных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

В связи с радикальным реформированием социально-экономической модели России производство при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами стало осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым 5 марта 1992 г. С этого времени фактически начал осуществлять свою деятельность Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и нынешняя система арбитражных судов. Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов. Конституционно было закреплено место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятый в апреле 1995 года, закрепил конституционное положение, что все арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. в Росси создается и совершенствуется система Конституционных и уставных судов для определения соответствия нормативно-правовых актов Конституциям и уставам России и ее субъектам. Смещались приоритеты в правосудии. Человек, его права и свободы провозглашались высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Устанавливается тенденция расширения правозащитной функции судебной власти на досудебных стадиях уголовного процесса, сохраняясь и в дальнейшем. Восстанавливается суд присяжных. Россия подписывает международные договоры, соглашаясь признать общепринятые нормы судопроизводства. При сохранении прежней структуры судебной системы помимо уставных и конституционных судов для разрешения хозяйственно-правовых споров были созданы арбитражные суды. Восстанавливаются мировые суды. Делаются шаги по созданию подлинно независимой судебной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: