Факторы хозяйственного подъема

Важнейшим фактором хозяйственного подъема явилось за­вершение государственного объединения всей страны путем об­разования Германской империи под эгидой Пруссии. Вместо фе­одально-раздробленной страны возникла великая держава с бо­лее чем 40-миллионным населением. Этому предшествовала по­беда во франко-прусской войне 1870 г. и последующее ограбле­ние Франции: аннексия Эльзаса и Лотарингии — большого железорудного бассейна, а также контрибуция в 5 млрд. фр. Соеди­нение железной руды Эльзаса и Лотарингии с углем Рейнской области позволило создать мощную топливно-металлургическую базу германской промышленности, а французские миллиарды стали важным источником инвестиций в промышленность. Но­вые предприятия стали расти, как грибы: в 1871 — 1873 гг. со­здано 328 новых акционерных обществ с общим капиталом бо­лее 2,7 млрд. марок. Германские промышленные предприятия 70-х гг. возникали на базе новейшей техники того времени. Не­мецкая инженерия уступала только американской.

Немалую роль играли государственные заказы на вооружение. К росту тяжелой промышленности вело и интенсивное желез­нодорожное строительство (протяженность железнодорожной сети за 1870—1910 гг. увеличилась более чем в 33 раза).

В последней трети XIX в. промышленность стала играть основ­ную роль в экономической системе страны. В начале XX в. там было занято уже 43% населения против 29%, занятых в сельс­ком хозяйстве. В 60—70-х гг. Германия обогнала по производству промышленной продукции Францию, а в начале XX в. позади осталась и Англия. Технический уровень немецкой, относитель­но новой промышленности, был выше английской, старой. Немецкая индустрия почти не знала проблемы технического пере­вооружения — сразу создавалась на новейшей по тому времени технической базе — электромотора, дизеля, паровой турбины, электропередачи на расстояние, томассовского метода сталева­рения (вместо английского пудлингования), производства азо­та из воздуха и т.д. Германские фирмы накануне Первой миро­вой войны стали основными поставщиками динамомашин, трам­ваев, электроламп и других электротоваров, а также анилино­вых красок в Европе.

Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, развивалась легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях Германия отставала не только от США и Англии, но по некоторым видам продукции и от Франции, — в основном в силу меньшего пла­тежеспособного спроса на внутреннем рынке (в отличие от Фран­ции, Германию туристы посещали мало).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: