Введение. Во всех программах подготовки экономических кадров учебный курс «Эконометрика и экономико-математические методы и модели» является одной из базовых дисциплин

Во всех программах подготовки экономических кадров учебный курс «Эконометрика и экономико-математические методы и модели» является одной из базовых дисциплин. Объясняется это тем, что современные требования к уровню экономического образования предполагают наличие у выпускников широких математических и статистических знаний, необходимых при решении задач, связанных с моделированием и количественным анализом экономических явлений и процессов.

Настоящее пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, впервые приступающих к изучению эконометрики. Поэтому при изложении материала делается упор не на математическую полноту и строгость утверждений и доказательств, а на понимание постановок задач и методов их решения. Мы полагаем, что если студент хорошо понял идею метода, то при необходимости он самостоятельно сможет более детально и глубоко изучить его, воспользовавшись дополнительной литературой.

Доказательства же всех приведенных в пособии теоретических положений читатель может найти в источниках, указанных в списках литературы, которые даны в каждой главе. Каждая глава учебника – это только введение в большую область эконометрики, и если появится желание выйти за пределы пособия, то приведенные литературные списки помогут это желание удовлетворить. Этому будут способствовать также небольшие тематические обзоры вопросов и проблем современной эконометрики, предложенные в конце каждой главы.

Обучение эконометрике опирается на знание курсов высшей математики, информатики, экономической теории, теории вероятностей и математической статистики, а также общей теории статистики. При изложении учебного материала предполагается, что читатель владеет основами указанных курсов в объеме, необходимом для экономических специальностей.

Уяснение сущности эконометрического моделирования невозможно без рассмотрения общих теоретических положений моделирования в целом и экономико-математического моделирования в частности. Поэтому в пособие включен соответствующий раздел 1 «Математическое моделирование в экономике», состоящий из двух глав.

Второй раздел «Эконометрические модели» является основным в пособии. Каждая из пяти глав этого раздела содержит основные теоретические выводы и методики решения задач. К сожалению, небольшой объем времени, отводимый учебным планом на изучение эконометрики, предполагает рассмотрение только ключевых вопросов. К таковым мы относим вопросы, связанные с:

· построением парных и множественных линейных и нелинейных регрессионных моделей;

· рассмотрением основных ошибок, возникающих при нарушении классических модельных предположений, методикой их диагностики и устранения;

· изучением эконометрических моделей, выраженных системой одновременных уравнений;

· анализом структуры временных рядов.

Эконометрика в значительной степени обеспечивает формирование необходимых умений моделирования и прогнозирования. Такая подготовка не может обойтись без отработки практических навыков построения и анализа эконометрических моделей. С этой целью в пособие включен комплекс задач, описывающих ситуации экономической реальности (в примерах выполнения типовых задач и контрольных заданиях для самостоятельной работы). Кроме того, в пособие включены интегрированные задачи, которые могут быть использованы преподавателями для организации лабораторных занятий. Отметим, что некоторые задачи составлены с использованием уже опубликованных материалов, приведенных в списке литературы.

Контроль над усвоением теоретических положений может быть осуществлен с помощью системы вопросов для самоконтроля, сопровождающих каждую главу пособия, и тестовых заданий, помещенных в конце каждого раздела.

В пособие включены компьютерные задания по базовым темам. При этом сами задания предусматривают не только оценку параметров модели, но и содержательную интерпретацию результатов. Мы исходим из того, что при эконометрическом анализе важны не только сами расчеты и обоснования показателей, но, прежде всего, те пояснения и выводы, которые показывают, что и как эти показатели характеризуют. Студент должен уметь не только строить корреляционные и регрессионные таблицы, но и интерпретировать их. Для этого интегрированные задания в пособии дополнены специальными отчетами, призванными развивать соответствующие аналитические качества.

Компьютерные задания предусматривают выполнение задач в среде табличного процессора Microsoft Excel, являющегося тем программным продуктом, с которым современный экономист проводит основную массу своих расчетов. Для описания порядка выполнения компьютерных заданий в пособии используется версия Excel 2003 (в последних версиях Excel порядок применения инструментов, необходимых для решения рассматриваемых нами задач, отличается незначительно).

Учебное пособие прошло апробацию в Гомельском филиале Международного университета «МИТСО» и отражает определенный опыт преподавания эконометрики в этом учебном заведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: