Тема 6. Макроэкономическое программирование в системе ГРЭ

1. Сущность, функции и принципы макроэкономического программирования.

2. Методология разработки целевых комплексных программ.

1. Сущность, функции и принципы макроэкономического программирования.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.

Макроэкономическое программирование – процесс построения модели будущего состояния какого-либо крупного экономического объекта и путей достижения данного состояния.

Функции программирования.

1. Аналитическая - анализ нынешнего состояния и перспектив развития национальной экономики в целом и ее отдельных сфер.

2.Информационная – предоставление экономическим субъектам информации о состоянии и перспективах развития национальной экономики для принятия ими собственных обоснованных управленческих решений.

3. Целеполагающая – определение тактических и стратегических целей развития национальной экономики.

4. Практическая - определение правил и нормативов деятельности государственных и частных предприятий, а также общих условий развития национальной экономики.

Принципы программирования.

1. Целевой характер – определение целей программы до начала ее разработки, цели должны быть реалистичными и опираться на результаты прогнозирования.

2. Увязка целей программы со сроками ее реализации.

3. Выбор стратегии реализации (определение теоретических основ реализации намеченных целей).

4. Определение инструментов экономической политики. (при помощи каких инструментов, находящихся в распоряжении правительства, будет реализована выбранная стратегия программы).

5. Определение очередности применения выбранных инструментов.

6. Надзор за исполнением программных заданий.

Система макроэкономического программирования.

Систему м/э программирования, т.е. совокупность относительно самостоятельных видов программ можно классифицировать по следующим признакам:

1. По срокам:

а) Краткосрочные (до 1 года);

б) Среднесрочные (2-3 года);

в) Долгосрочные (свыше 3 лет).

2. По цели разработки:

а) Финансовая - программа развития бюджетной или кредитной сферы страны среднесрочного характера;

б) Стабилизационная – комплекс мероприятий правительства, продолжительностью до 1-1.5 лет, направленных на корректировку отдельных сегментов национальной экономики. (Составляется в случае решения проблем, не связанных с глубокими проблемами структурного характера, т.е. напр. для решения проблем дефицита бюджета или платежного баланса, возникшего в текущем периоде);

в) Структурная – долгосрочная программа, продолжительностью 3-4 года, направленная на устранение глубоких структурных диспропорций в экономике (механизмами реализации данных программ зачастую являются демонополизация, приватизация и т.д.).

г) Чрезвычайные – разрабатываются в критической ситуации и предусматривают применение системы мер краткосрочного характера для устранения кризисных явлений (ликвидация последствий стихийных бедствий, устранение проблем безработицы, инфляции, если обычные меры не принесли ожидаемого результата. Как правило, в рамках чрезвычайных программ активно применяются административные методы регулирования).

3. По объектам (масштабам): национальные, отраслевые и межотраслевые, региональные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: