Б) сумма затрат по хранению товаров на складе

ОЗХТ= (РПП / 2) ´ СХ

ОЗхт – сумма операционных затрат по хранению товаров на складе; Сх – стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.

Таким образом, с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются ОЗрз и возрастают ОЗхт. Данная модель позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами затрат так, чтобы их совокупная сумма была минимальной.

Оптимальный средний размер производственного запаса определяется по формуле:

ПЗ0 = РПП0 / 2

Целью управления товарно-материальными запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных инвестиций в запасы. Умелое управление запасами минимизирует их объем, снижая расходы, связанные с запасами и повышая доходность активов. Вместе с тем объем запасов должен быть достаточным для успешной работы предприятия. Управление запасами связано с компромиссом между расходами по содержанию запасов и прибылью от владения ими. Чем выше объем запасов, тем выше стоимость их хранения, страхования, налогообложения, расходы на выплату процентов по кредиту для преобразования запасов. С их увеличением растут и затраты по поддержанию соответствующих источников финансирования, с другой стороны увеличение запасов снижает риск сокращения объектов производства из-за отсутствия запасов сырья и материалов на складе, а также риск потери покупателей из-за отсутствия запасов готовой продукции. Кроме того, большие объемы закупок приводят к увеличению скидок с продажной цены. Необходимый объем финансовых средств авансированных на формирование запасов ТМЦ определяется по формуле:

ФСЗ = СР ´ НЗ – КЗ

ФСЗ – объем финансовых средств авансированных в запасы, СР – среднедневной объем расхода запасов, НЗ – норматив хранения запасов в днях, КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности за преобразование товарно-материальных ценностей.

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимальная совокупность текущих затрат по обслуживанию запасов – метод экономически обоснованного объема запаса (EOQ) позволяет определить какую величину следует заказать

где F – затраты по размещению и выполнению одного заказа, D – годовая потребность в запасах в единицах, H – затраты по хранению единицы производственного запаса в руб.

Данная модель основана на следующих предположениях: годовая потребность в запасах может быть точно спрогнозирована; объем продаж равномерно распределен в течение года; не происходит задержек в получении заказов.

Система управления запасами – АВС основана на идее избирательного контроля, т.е. к разным имеющимся у компании запасам, в зависимости от их значения применяется контроль разной степени строгости. Управление запасами включает в себя определение приемлемой системы их контроля. Целесообразно применять этот метод, согласно которому производственные запасы делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости.

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля. Для ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.

Категория В – менее дорогих видов запасов, которые проверяются при ежемесячной инвентаризации. Также приемлема методика определения оптимального размера заказа.

Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов производственных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Метод АВС позволяет сосредоточиться на контроле наиболее важных видов запасов (А и В), и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.

34. Основы бюджетирования. Особенности формирования
бюджета капитальных вложений

Бюджет – это оперативный финансовый план составляемый, как правило, в рамках до одного года и отражающий поступления и расходования денежных средств по текущей инвестиционной и финансовой деятельности. Это процесс планирования будущей деятельности предприятия и оформление ее результата в виде системы бюджетов.

Цели:

1) обеспечение текущего планирования,

2) обеспечение координации, кооперации, коммуникации между подразделениями,

3) заставить менеджера количественно обосновывать их план

4) обоснование затрат предприятия

5) образование базы для оценки и контроля планов предприятия.

Процесс построения бюджетов на предприятии в долгосрочной и краткосрочной перспективе называется бюджетированием.

Блок 1. Бюджет продаж.

Блок 2. Бюджет производства.

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов.

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческий и коммерческих расходов.

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции.

Отчёт о прибылях и убытках.

Бюджет капиталовложений.

Отчёт о движении денежных средств.

Баланс.

Состав разработки бюджетов устанавливается предприятием самостоятельно. Принято различать следующие группы бюджетов:

Операционный: производственный, бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет управленческих и коммерческих расходов,

Вспомогательный: бюджет капитальных вложений, кредитный план по привлечению средств, бюджет исполнения и обслуживания кредитов,

Специальный: налоговый, бюджет отдельных программ и проектов.

Основные: бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и прогнозный, бухгалтерский баланс.

Бюджетампредприятияприсущи три основные характеристики: количественное выражение, централизация и системность.

Количественное выражение – это формализация плана.

Централизованная характеристика бюджетирования – бюджеты структурных подразделений включают в себя целевые показатели, устанавливаемые руководством предприятия, которые обязательны для исполнения.

Системность – совокупность бюджетов, сформированных как по функциональному признаку, так и по центрам финансовой ответственности в обязательном порядке образования сводных (основных) бюджетов предприятия в целом.

Составление бюджета капиталовложений (инвестиционного бюджета) – это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями предприятия. В данном бюджете происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотнести со сроками их окупаемости. Недостаточная величина капиталовложений означает, что организация не освоит текущий объем продаж. Избыточные капиталовложения чреваты простоями и пустующими производственными площадями, снижением эффективности труда в масштабах организации. Внеоборотные активы влекут за собой постоянные издержки, которые повышают порог безубыточности. Вероятность правильного решения будет выше, если разделить предполагаемые капиталовложения на 2 группы:

1) капиталовложения первой необходимости, без которых само выживание организации находится под угрозой;

2) дискреционные капиталовложения, которые служат снижению затрат или повышению прибыли, однако не являются жизненно необходимыми.

При составлении инвестиционного бюджета так же необходимо распределять капитальные затраты по структурным подразделениям. Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться централизованно (за счет организации), а какие в рамках отдельного бизнеса структурных подразделений (центра инвестирования). Как правило инвестиционный бюджет не корректируется, поскольку сумма инвестиционных затрат отдельно утверждается руководством организации.

При разработке бюджета капиталовложений необходимо учитывать ряд исходных предпосылок:

1) проекты могут быть как независимыми, так и альтернативными,

2) включение очередного проекта в бюджет капиталовложений предполагает нахождение источника финансирования,

3) стоимость капитала, используемая для оценки проекта на предмет их проверки в бюджет необязательны оценки для всех проектов, она может меняться в зависимости от степени риска, ассоциируемого с тем или иным предприятием.

4) с ростом объема предполагаемых капиталовложений стоимость капитала меняется в стону увеличения, поэтому число проектов, принимаемых к финансированию, не может быть бесконечно большим.

5) существует ряд ограничений по регулируемому и временному параметрам, которые необходимо учитывать при разработке бюджета.

На практике используют два основных подхода к формированию бюджета капиталовложений: первый основан на применении критерия внутренней нормы доходности проекта (IRR), второй – на применении критерия чистого приведенного эффекта (NPV).

1 подход. Все доступные проекты упорядочиваются по убыванию IRR, далее проводится их последовательный просмотр: очередной проект IRR которого превосходит стоимость капитала, отбирается для реализации, соблюдая обязательное правило:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: