Система требований к отбору содержания

Для осуществления преемственности образования выработана систематребований к отбору содержания по предмету «Экономика»:

1) содержание направлено на всестороннее развитие личности;

2) строится строго на научной основе и формирует у учащегося жизненную позицию;

3) включаются только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения;

4) содержание материала соответствует современному состоянию науки и включает в себя новейшие достижения;

5) характеризуется четкостью выводов по вопросам развития природы и общества;

6) соответствует логике и системе науки экономики и строится на взаимосвязи с другими предметами;

7) находят отражение связи теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом;

8) соответствует возрастным особенностям учащихся;

9) способствует профессиональной ориентации учащихся.

Для того чтобы реализация содержания образования осуществлялась на достаточном уровне, необходимо соблюдение условий:

1. Ориентировать всю систему образования на развитие гражданского общества, укреплять и совершенствовать правовое государство.

2. Формировать у обучающегося адекватную картину мира.

3. Развивать у учащихся объективную оценку своих экономических знаний в соответствии с мировым уровнем.

4. Интегрировать личность в систему мировой и национальной культур общества.

5. Воспроизводить и развивать кадровый потенциал общества.

Экономическое образование в системе общего образования является необходимым условием формирования социальных компетентностей учащихся, вооружения их навыками адаптации к социальным условиям в меняющейся экономической среде.

Как обучать экономике учащихся, как отобрать материал и в каком объеме, чтобы сформировать компетентность учащихся, учитывая при этом систему требований и условия их реализации?

Ответом на этот вопрос станет тема «Базисный учебный план и место профильной дисциплины в системе общего образования».

2.2. Базисный учебный план и место профильной дисциплины в системе общего образования

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части Базисного учебного плана реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует выпускникам общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков. Инвариантная часть Базисного учебного плана представлена образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».

Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами: история России и всеобщая история, география, обществоведение и экономика.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части учебного плана используются на изучение курсов по выбору (в том числе для углубленного изучения), факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий, в рамках которых может изучаться экономика.

Далее приведены варианты Базисного учебного плана и место экономики в них.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений

Вариант 1

Образовательная область Образовательные компоненты Количество часов в неделю по классам
   
Федеральный компонент
Филология Русский язык, литература Иностранный язык    
Математика Математика    
Информатика Информатика и информационные технологии    
Естествознание Физика, химия, биология, экология    
Общество-знание История, обществоведение, экономика, география    
Физическая культура Физическая культура    
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ    
Технология Технология    
Итого:    
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы    
Максимальная нагрузка обучающегося    
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера    
Общий объем учебного плана    
         

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

общеобразовательных учреждений

с русским (родным) языком обучения

Образовательная область Профили Учебный предмет Общеоб- разовательный Гумани- тарный Естественноматематический Технологический
Количество часов в неделю по классам
               
Федеральный компонент
Филология Русский язык Литература Иностранный язык                
Математика Математика                
Информа- тика Информатика и нформационные технологии                
Естество-знание Физика, химия, биология, экология                
Общество-знание История, обществоведение, экономика, география, этика                
Физическая культура Физическая культура                
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ                
Технология Технология                
Итого:                
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы                
Максимальная нагрузка обучающегося                
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера                
Общий объем учебного плана                
                     

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений

Вариант 2

Образова-тельная область Образовательные компоненты Количество часов в неделю по классам
    В том числе нац.-регион. компонент
Федеральный компонент
Филология Русский язык, литература Иностранный язык      
Матема-тика Математика      
Информатика Информатика и информационные технологии      
Естествознание Физика, химия, биология, экология     20 %
Общество-знание История, обществоведение, экономика, география     20%
Физическая культура Физическая культура     20%
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ      
Технология Технология      
Итого:      
Школьный компонент
Занятия по выбору, факультативы      
Максимальная нагрузка обучающегося      
Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера      
Общий объем учебного плана      

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

общеобразовательных учреждений

с русским (родным) языком обучения

Образо-ва-тельная область Профили Учебный предмет Гуманитарный Социально-экономический Физико-матема-тический Естественный Техничес-кий
Количество часов в неделю по классам
                   
Федеральный компонент
Фило-логия Русский язык.Литература. Иностранный язык                    
Математика Математика                    
Информатика Информатика и ин-формационные технологии                    
Естествоз-нание Естествознание, физика, химия, биология, экология - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Искусство МХК     - - - - - - - -
Обществознание История, обществоведение, право, экономика, география         - - - - - -
Физическая культура Физическая культура                    
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ                    
Технология Технология                    
Итого:                    
Ученический компонент*
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера                    
Общий объем учебного плана                    
                             

Базисный учебный план

Социально-экономический профиль

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
1. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык и литература  
Иностранный язык  
Естествознание  
Математика  
Физическая культура  
2. Профильные общеобразовательные предметы
История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Экономика  
Право  
Экономическая и социальная география  
Социология  
3. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5-6 курсов, предлагаемых школой. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Всего 12. Не менее 70 уч.час. за 2 года обучения

Примерный учебный план для универсального обучения

(непрофильные школы и классы)

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
1. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык и литература  
Иностранный язык  
История  
Обществоведение (включая экономику и право)  
Естествознание  
Математика  
Информатика  
Технология  
Физическая культура  
2. Элективные курсы (4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов)
5-6 курсов, предлагаемых школой. Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность Всего 16. Не менее 70 уч.час. за 2 года обучения

Примерный учебный план

основной школы с русским языком обучения

Вариант 3 (5 лет обучения)

Учебный предмет Количество уроков в неделю по классам Всего
          Ч/нед час
Русский язык              
Литература              
Иностранный язык              
Математика              
История         -    
Обществоведение, включая ОБЖ - - -        
Экономическая и социальная география - - -   -    
Модули по общество-ведению по выбору учащихся Экономи-ка - - - -      
Основы права - - - -      
Основы психо-логии - - - -  
История России - - - -  
Естествознание, включая ОБЖ         -    
Естественнонаучный курс (по выбору учащихся) - - - -      
Изобразительное искусство         -    
Музыка         -    
Модули по искусству по выбору учащихся МХК - - - -      
Экранные искусства - - - -  
Информационные технологии              
Материальные технологии              
Физическая культура, включая ОБЖ              
Занятия по индивидуальной программе -            
Индивидуальные и групповые консультации         -    
Занятия по выбору (шестой развивающий день)              
Общий объём учебного плана              
                   

Таким образом, экономика по федеральному стандарту образования изучается в 9 классе в модуле «Обществоведение» по выбору учащихся. В 10-11 (12) классах экономика изучается за счет часов, предусмотренных в образовательной области «Обществознание» как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Кроме того, за счет часов национально-регионального компонента и курсов по выбору экономику можно изучать со 2 по 11 (12) классы, что позволит реализовать экономическую содержательную линию в полном объеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: