Средневековая философия (V- XV в.в.)

Она рассматривает проблемы соотношения разума и веры.

В это время церковь, религия занимали господствующее положение. Философия вынуждена была существовать в условиях всевластия церкви. Фи­лософы смогли заниматься своим делом, только совмещая его с деятельно­стью в качестве священников, аббатов, епископов и т.д. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монашеских школ. Философия ста­ла «служанкой богословия», занималась толкованием священных религиоз­ных текстов, стала третьестепенной наукой. Средневековая философия пер­вопричиной всего считала Бога. Человек создан Богом по образу и подобию, своему. Однако природа человека двойственна. В нем есть душа - нечто бо­жественное, духовное, и тело - греховное, внушенное дьяволом. Для преодо­ления греховности человеку нужна поддержка религии, церкви.

Августин Блаженный в своем известном труде «О граде Божьем» пред­ложил первый вариант периодизации всемирной истории, которая началась с наказания людей за первородный грех и закончится после длительного вре­мени искупления этого греха отделением праведников от грешников в день страшного суда, когда каждому будет воздаяние по заслугам.

Философия Фомы Аквинского представляет собой как бы энциклопедию официальной католической, религиозной идеологии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила его после смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духов­ных учебных заведениях как единственно правильную.

Фома Аквинский главное внимание уделял рациональным (рацио – разум) доказательством существования Бога. С этой целью он разработал пять доказательств:

-первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, причём каждая движущая вещь имеет свой источник движения. Должен быть некий первоисточник, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.

-второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог.

-третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог.

-четвёртое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней, которая более совершенна, чем предыдущая, однако в пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.

-пятое доказательство основывается на понятие целесообразности.

Окружающий нас огромный мир един, целесообразен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог.

Главная его заслуга - разработка им проблемы соотношения веры и ра­зума в познании: есть истины, которые можно познать с помощью веры, а есть истины, которые можно познать с помощью разума. Эта концепция впервые обосновала возможность компромисса между религией и наукой.

3 Философия эпохиВозрождения (XV – XVII В. В.)

Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) и значительным ростом её авторитета. В XV в. шло активное развитие натурфилософии – философии природы.

На смену средневековым идеям о божественном происхождении общества и государства стали приходить идеи гражданского общества, государства, как возникающих не из божественной воли, а из реальных потребностей людей.

Эти идеи впервые обосновал выдающийся мыслитель эпохи Возрожде­ния Никколо Макиавелли.

По Макиавелли, государство возникает не по воле Бога, а из потребно­стей людей, их заинтересованности в сохранении своей собственности, иму­щества, жизни друг от друга. Ведь люди, учил Макиавелли, по своей природе порочны, корыстолюбивы, жестоки и склонны к обману. Чтобы обуздать эти порочные, присущие людям свойства, нужна сильная государственная власть, сосредоточенная в руках правителя. Хозяином государства должна быть имущая часть населения, собственники. В своей работе «О Государе» Макиавелли изложил правила государственной деятельности:

Первое - подчинить все силы и средства правителя главной цели - созда­нию и укреплению единого, мощного государства.

Второе - для обеспечения этой цели можно использовать любые средст­ва. Идеальный правитель – это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать поданных в страхе. Политическим идеалом для Маккиавели была Римская республика. При республиканской форме правления каждый гражданин несёт ответственность за судьбу государства. Но в современных ему условиях наилучшей формой правления он считает наследственную монархию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: