Задания Б

1. Являются ли дериватами слова?

Тишь, молодой, золотой, шум, сон, буженина, утка, убавить, брусника, ход, гладь, сердце, видение, синь, бег, кто-нибудь, шёл, нёсший, зло, добро, сор, прибой, первый, второй.

Обоснуйте свою позицию.

2. Определите производящую базу, аргументируйте свой ответ:

а) СНГ, прилив, баклушничать, пароходное (агентство), Третьяковка, слабохарактерный, посинение, быстрорастворимый, заштриховка, тёмно–голубой;

б) непоседа, суперобложка, снотворное (сущ.), ёлочка, выезд, отрада, лесопилка, заигрывая, пристроенный, запись, овражистый, крановщик, зеленеть, монотонно.

Какие затруднения возникают при подборе мотивирующего к следующим словам: искусственный, следователь, лётчик, водолазка?

3. Из данных рядов однокоренных слов выберите пары, члены которых находятся в прямых структурно–семантических отношениях (выполняя упражнение, пользуйтесь толковым и словообразовательными словарями):

а) приручить, рука, наручники, рукав, вручение, ручонка, вручить, приручение, рукомойник, ручной;

б) наиграть, наиграться, игра, сыграть, играть, переиграть, игротека, сыгранность, сыгранный, сыграться.

4. Выделите формант, определите степень его продуктивности:

а) писатель, аптекарь, хвастун, чтец, полковник, солист;

б) завивка, борьба, любовь, чтение, жатва, бойня;

в) сливовый, книжный, кожаный, клюквенный, гусиный;

г) глушь, твёрдость, кривизна, краснота, синева;

д) листва, ребятня, студенчество, листаж, зверьё, профессура.

5. Определите отношение следующих слов к производности и членимости.

Безрогий, безалаберный, бесшабашный, беспардонный, мошенник, дворник, соперник, плотник; застенчивый, вкрадчивый, уживчивый, улыбчивый; привыкнуть, фашизм, фашистский, говяжий, говядина, лягушка, ход; огурец, молодец, борец; смородина, горошина, громадина.

6. Исправьте допущенные учеником ошибки в словообразовательном разборе, объясните, чем они обусловлены.

Переплёт лёт; заход (солнца) ход; единодушно единая душа; лесопарковый лес и парк; переливать переливчатый; покраснение красный; учительская (сущ.) учить; заумь умник; рабочий (сущ.) работа; запись письмо; провал валить.

7. На каком словообразовательном явлении построено четверостишие С.Я. Маршака?

Свиньи, склонные к бесчинству,

На земле, конечно, есть.

Но уверен я, что свинству

Человечества не съесть.

8. Охарактеризуйте способ образования подчеркнутого слова, определите значение приставки, приведите примеры одноприставочных слов. В чем особенность двух последующих глаголов? Какие интенции говорящего реализуются при употреблении этих слов?

[Девушка продала хозяину лавки свою шаль, чтобы получить деньги на празднование своего дня рождения. Хозяин лавки прощается с ней.]

– Будьте здоровы, – сказал он, приносите, что будет; мы все купим.

– Купить, перекупить, распроприторговать и распроперепродать, – рассеянно сказала Тави, став на порог и оборачиваясь с задорной улыбкой, – но одного вы не купите.

– Ну, что такое? – задетый, в торговом азарте спросил лавочник, взбодрясь и потирая руки.

– Вы не купите дня рожденья, как купила я. Вот! – Она сжала деньги, подняла руку и рассмеялась.

(А.Грин. Блистающий мир)

Контрольные вопросы

1. Какие слова называются дериватами? Каковы причины их появления в языке (назовите две-три)?

2. Чем отличается лексико-семантическая производность от словообразовательной?

3. Как бы вы могли прокомментировать следующее высказывание Е.С. Кубряковой: «Две единицы считаются связанными отношениями производности, если они обладают общей ядерной частью (в виде тождественного корня, или основы, или каких-либо их частей), отделены друг от друга на одну формальную операцию (деривационный шаг) и если при этом одна из них может быть объяснена по смыслу как мотивированная другой или другими единицами из сравниваемой пары образований». Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

4. Что такое «критерий Винокура» в определении производящего?

5. Чем, по вашему мнению, объясняется наличие нескольких терминов для обозначения одной из единиц словообразовательной пары: производящее слово, производящая основа, производящее, исходная база, мотивирующая основа, мотивирующее слово? Аргументируйте свой ответ.

6. Как соотносятся понятия производное, производящее, непроизводное слово? Приведите примеры.

7. Что такое формант? Какие типы словообразовательных формантов вам известны?

8. Что понимается под словообразовательным значением? В чем его специфика? Какие точки зрения существуют в лингвистике по отношению к словообразовательному значению? Можно ли свести словообразовательное значение к значению форманта?

9. Что такое словообразовательная мотивация? В чем различие между мотивацией в лексикологии и словообразовании? Какие типы словообразовательной мотивации вы знаете?

10. Можно ли считать синонимическими понятия словообразовательная пара и словообразовательная структура слова?

11. Назовите основные виды осложнений в словообразовательной паре. Приведите примеры.

12. Используя в качестве словообразовательно исходных слова лес, рука, петух, зуб, осёл, докажите, что полисемия связана со словообразованием (осложняет словообразовательный процесс).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: