1. Сгруппируйте слова в соответствии с их словообразовательными значениями. Отметьте синонимичные аффиксы.
Африканец, полковник, пирожок, либеральничать, по-шведски, изоляция, сушилка, сияние, Шура, таксист, взятка, перебранка, чтение, Нюра, Паша, болтушка, омский, дуновение, съёмка, слежка, мышление, зубрёжка, ботаник, ученица, саботаж, читинский, по-заячьи, садовник.
2. Сгруппируйте глаголы по словообразовательным типам, охарактеризуйте их. Выполните полный словообразовательный анализ подчеркнутых слов:
а) переиграть, перецеловать, пересолить, перекусать, перелить, передержать, переночевать, переиздать, перепрыгнуть, перевоспитать, переплыть, перевыполнить, переадресовать;
б) темнеть, темнеться, болеть, мелеть, синеться, отсыреть, вспотеть, грубеть, улететь, велеть, робеть, седеть, сидеть;
в) отцарствовать, отъехать, отзвучат, отрезать, отэкзаменоваться, отгулять, отъединить, отгрызть, отклеить.
3. Каков механизм образования следующих существительных, мотивированных глаголами? Всегда ли участвует в образовании приставочный глагол? Можно ли отнести к одному словообразовательному типу подчёркнутые слова?
Повозка, побег, поплавок, поход, погоня, поводок, поток, поводырь; усадка, заезд, отпуск, причал, вырез, перекладина, переход, восход, прилив, забег.
4. В каких случаях слова находятся в отношениях словообразовательной мотивации (прямой и опосредованной):
а) дом – домовой, дом – домик, домик – домище, дом – домашний;
б) ездить – выезд, ездить – езда, подъехать – подъезд;
в) брат – по-братски, брат – братство, брат – запанибратство – брататься;
г) белый – побелка, белый – белизна, побелеть – побелка, белеть – побелить – белила.
5. Используя в качестве исходных слов: овца, гусь, конь, кот, пчела, муха, заместите деривационные позиции в следующей схеме. Сравните объём полученных парадигм (полей).
6. В отрывках из стихотворений К. Бальмонта найдите индивидуально-авторские неологизмы, определите их исходную базу; укажите, где есть, осложнения в словообразовательной паре. Найдите морфонологические чередования (включая чередования мягкий/твёрдый согласный), асемантические прокладки, двойную мотивацию. Определите степень окказиональности авторских инноваций и охарактеризуйте словообразовательные типы потенциальных слов.
В блестящих звёздностях есть бешенство страданья;
И солнце – праздник каждодневья;
Он будет ковачом и дровосеком…;
И однажды метнул молнеглазые громы;
Ладан цветёт в ветрохвойных пределах;
…Где лишь коршуны кричали за утёсистой громадой;
А там, где вдали кочевье звенящих пчёл,– улыбка девья;
…Хваленье, что пели вы мне колыбельно;
И эту рать не победить палачеством убогим;
Ручьистость звуков, льющихся в избытке;
Это нежные лесунки веселят полдневный лес.
7. Найдите и охарактеризуйте факты словообразования и формообразования.
а) Декабрьский день в моей оконной раме.
Не просветлев, темнеет небосклон.
Торчат, как мётлы, ветви за домами.
Забитый снегом, одичал балкон.
(С. Маршак)
б) Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
(В. Хлебников)
г) Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая лёгких времирей.
(В. Хлебников)
8. Дайте полную характеристику словообразовательного типа, в который входят подчеркнутые слова. Определите их роль в тексте.
Мне досталось наследство беспечных изгоев,
Вспоминавших о родине в шумных пивных.
Только я растерял свою долю покоя,
Рассорил, раздарил на дорогах земных.
(Р. Ольшевский)