Задания Б

1. Найдите осложнения в словообразовательных парах.

Неравенство, по-детски, кустарник, забинтовываться, бездельничать, полковник, плеск, ишачить.

2. Среди родственных слов выберите пары, члены которых находятся в прямых структурно-семантических отношениях, укажите способ образования дериватов.

С частливчик, несчастливый, осчастливить, несчастливо, счастливый, счастье, счастливо.

3. Укажите морфемную и словообразовательную структуру слов.

Перестройка, зелень, подорожник, паровозный, даровитость, внештатный, малограмотный.

Выполните полный морфемный и словообразовательный анализ подчеркнутых слов.

4. Определите тип словообразовательного значения (мутационное, транспозиционное, модификационное).

Слабенький, белизна, подснежник, рывок, слониха, морозец, моряк, подземелье, присутствие, открытие, столик, разворовать, остряк, добряк, бригадирша, артистка, озеленение, безрогий, львёнок, ославить, выбросить, выброс, любимец, высоченный.

5. Какие функции выполняют дериваты в следующих текстовых фрагментах? Укажите лексические текстообразующие средства.

1) Занятое либо проиграно, проезжено, прожито, проедено, пропито, про… или раздарено, потеряно в огне, или воде, или Н.Н. или Б.Б. другими какими–либо случаями вошел в долг или под взыскание… (А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву).

2) У человека, как известно, двойная природа: социальная и биологическая. Двойная или двойственная?.. Двоякая. Под лязг прогресса человек уверовал в свою социальную природу гораздо глубже, чем в биологическую. Будто мы не мёрзнем, не болеем... (А. Битов)

3) В Госдуме вчера начали обсуждать законопроект «О противодействии экстремистской деятельности». Судя по всему, обсуждение этого документа станет главной законотворческой политической изюминкой в оставшиеся два месяца работы весенней парламентской сессии.

Нужно сказать, что антиэкстремистский закон впервые был предложен для обсуждения в нижней палате еще несколько лет назад…

Законодатели предлагают уголовное наказание для организаторов экстремистского сообщества сроком от 2 до 4 лет или штраф в размере до 500 минимальных зарплат. К лицам, признанным экстремистами, могут применяться меры «общественного воздействия». Финансовую составляющую экстремизма планируется подорвать через внесение соответствующих поправок в закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (Новые известия, 2002).

4)

Стучать – не достучаться

Наша болезнь, как и гниение всякой рыбы, начинается с головы. А настучать на голову у обывателя не получится. Не получится достучаться. Голова и так знает про все свои болезни. И про коррупцию, и про преступность, и про дураков, и про все прочее…

Обыватель может исстучаться – ни на что это не повлияет. Он, во-первых, ничего путного не знает, во-вторых, кто будет читать эти горы доносов? Пустая это затея (Из писем читателей в «Известия»).

6. Охарактеризуйте следующий текст с точки зрения функционирования в нем словообразовательных средств.

Ты не понимаешь, Марина. Это совсем другой человек, чем ты, у него и для него иная мера. И по-своему он совершенно прав – так же, как ты – по-своему.

Вот это «прав по-своему» было первоосновой его жизни с людьми. Это не было ни мало-, ни равнодушие, утверждаю. Не равнодушие потому, что у него в миг такого средостояния душа раздваивалась на целых и цельных две. Он был одновременно тобою и твоим противником и еще собою, и все это страстно, это было не двоедушие, а вседушие, и не равнодушие, а некое равноденствие всего существа, то солнце полдня, которому все иначе и верно видно (М.Цветаева. Живое о живом).

7. На каком явлении построен следующий текст?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: