Педагогическое руководство

Много полезных рекомендаций о приемах педагогичес­кого руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской,Н. С. Карпинской, Л. С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным иг­рам. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведе­ние и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем, как произнести слова, как выпол­нить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При фор­мальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.

В основу руководства театрализованными играми сле­дует положить работу над текстом литературного произ­ведения. Р. И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

В старших группах перед игрой проводится беседа по со­держанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности пове­дения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фиш­ки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько час­тей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить со­держание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы. Предлагается представить и рассказать, чем в это вре­мя были заняты мышка, лягушка, заяц, еж, как подошла лиса к дому и т. д. Вопросы педагога помогают детям понять изме­нения, произошедшие в поведении и настроении обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали.

Обогащению детей художественными средствами пере­дачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изоб­разить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - про­играть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты му­зыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализован­ная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что- то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ре­бенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры педагог, замечая бедность вырази­тельных средств у кого-то из играющих, напоминает о чув­ствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда тебя Журавль в гости пригласил?»; «Наташа, вспомни, как Ля­гушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнера­ми, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Организация театрализованной игры начинается с от­бора произведения, в котором обязательно участвуют до­школьники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

С целью усвоения последовательности событий, уточне­ния образов персонажей организуется разнообразная ху­дожественно-творческая деятельность: рисование, апплика­ция, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой ра­боте раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать подгруппами (не более 6 че­ловек). Каждая подгруппа получает задание, например, вы­лепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку. Таким образом отпадает необходи­мость в специальном запоминании текста.

Психологическому настрою на предстоящую игру слу­жит оформительская деятельность детей: участие в подго­товке афиш, пригласительных билетов, декорации, костю­мов и т.п. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зри тельный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля (включать и выключать магнитофон, руководить детским оркестром). С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал. Приглашенным заранее вручают билеты.

Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрали­зованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность за­печатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удоволь­ствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает от­дельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они по­буждают детей к комментариям, к интерпретации.

Итак, основная цель педагогического руководства - бу­дить воображение ребенка, создавать условия для того, что­бы как можно больше изобретательности, творчества про­явили сами дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: