Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются спе­циальными правилами, входящими в методику словесного портрета. Сло­весный потрет — это криминалистический метод описания внешности че­ловека с использованием единых терминов, осуществляемый по опреде­ленной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаи­мосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных облас­тей тела и элементов; после этого — функциональные признаки, а затем — признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме «от общего к частному» и «сверху вниз». При этом сначала характеризуют фигуру в це­лом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, раз­меру и положению, а некоторые — по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или гео­метрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элемента дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т. д. Градация величин чаще все­го бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семи-


членной градации добавляют: выше среднего, ниже среднего. Если возни­кают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значени­ях: «средний-малый», «большой-средний».

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-ру­сые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и ино­гда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет роди­мого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракур­сам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в «нормальном» положении, когда горизонтальная ли­ния проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть уш­ной раковины (так называемая французская антропологическая горизон­таль). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыб­ки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и


ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопут­ствующих признаках)1.

Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу «сло­весного портрета» (рис. 19.2, 19.3), составленного с соблюдением выше­приведенных принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: