Международная ситуация и внешние функции Советского государства

Период 1965-1985 годов вошел в историю нашего государства как период застоя, под которым понимается отказ советского государства от дальнейшего проведения преобразований, замедления тех реформ, которые были начаты во второй половине 40-х годов, 50-х годах XX века. Во многом период застоя, укрепления государственной власти и концентрации государственных полномочий были связаны с внешнеполитической обстановкой. В конце 60-х гг. СССР стал формировать жесткий внешнеполитический курс.

В рассматриваемый период в странах восточной Европы, входивших в состав Организации Варшавского договора, сложился кризис. Отказ от преобразований эпохи застоя был связан отчасти с ситуацией в Чехословакии. В январе 1968 года первым секретарем Коммунистической Партии Чехословакии был избран Александр Дубчик. С этого момента и до августа 1968 года им проводились мощная политика либерализации - попытки предоставить дополнительные права гражданам в процессе частичной децентрализации экономики и демократизации страны. Также предоставлялись демократические свободы, включая ослабление ограничений на СМИ, свободу слова и свободы передвижения. В итоге реформы партийного лидера А.Дубчика оказались неконтролируемыми. В связи, с чем в Чехословакии 1968 году возникла угроза свержения социалистического строя. Реформы, особенно в области децентрализации административной власти, не были одобрены Советским Союзом, который после неудачных переговоров ввёл в Чехословакию войска. Позже пост генерального секретаря занял Густав Гусак, отменивший почти все реформы Дубчека и Чехословакия вернулась к прежнему состоянию государства с коммунистическим режимом, под влиянием политики Советского Союза.

Данные события в Чехословакии показали всей государственно-партийной системе СССР о недопустимости проведения подобных реформ.

Реформаторские начинания в социалистических странах наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР. С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, взяли верх над реформаторским либерализмом. В феврале 1976 года на XXV съезде КПСС эта политическая линия окончательно победила.

Международная ситуация второй половины 60-х начала 70-х годов была связана с нормализацией международной обстановки, а именно со смягчением тяжелой обстановки холодной войны. Советский Союз добивается паритета, равенства с США по выпуску вооружения. Это приводит к тому, что по обе стороны океана возникает убежденность в необходимости нормализации отношений. Это нашло свое отражение в международной политике разрядки.

Внешние функции государства были связаны с реализацией политического курса в трех основных направлениях. Во-первых это отношения с США, которые являлись приоритетом. В результате многих международных встреч 26 мая 1972 года генеральным секретарем ЦК КПСС СССР Л.И.Брежневым и президентом США Р. Никсоном был подписан судьбоносный документ об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1, а позже Л.И.Брежневым и Дж.Картером в Вене 18 июня 1979 года и ОСВ-2.

Во-вторых, это направления по улучшению отношений со странами Европейского союза. Страны Западной Европы окончательно признали границы стран Восточной Европы, таким образом, признали разделение Европы на две части. Кроме того, в 1973-1975 году прошло Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В результате совещания был подписан Хельсинский протокол о том, что все страны, подписавшие его берут на себя обязательства по охране прав и свобод человека.

В-третьих, это попытки по налаживанию отношений с развивающими странами, прежде всего со странами Африки и Латинской Америки. В начале 1960-х годов многие страны Африки смогли освободиться от колониальной зависимости. Со многими правительствами североафриканских стран СССР установил теплые отношения, рассматривая их как мост в Южную Европу. Основной целью налаживания данных отношений было сформировать свои сферы влияния – направить страны на социалистический путь развития.

Внешнеэкономическая политика в этот период также получила большое развитие. В 1960-е годы Советский Союз стал активно налаживать экономические контакты, как со странами Запада, так и со странами третьего мира. Советские внешнеторговые организации закупали на Западе оборудование и передовые технологии. В обмен на это СССР мог предложить сырьевые товары - руду, зерно, лес, нефть и природный газ. Кроме оборудования Советский Союз покупал и потребительские товары для того, чтобы сэкономить на инвестициях в этот сектор.

Торговля со странами третьего мира рассматривалась властью СССР как возможность наладить отношения и попытаться повлиять на политику, проводимую этими государствами. Иногда СССР приходилось закупать товары, которые были не нужны. Это делалось ради поддержания на плаву экспортных отраслей партнеров. В результате данные действия приводили к нанесению ущерба своей экономике. Так, закупки тростникового сахара на Кубе серьезно подорвали свеклосахарное производство на Украине.

В целом, подводя итог можно констатировать, что этап стабильности развития внешнеполитических отношений убеждал правящие круги СССР в необходимости отказа от реформ, преобразований и в предельно жесткой концентрации управления в своих руках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: