Социальные институты образования и науки

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу. П. Сорокин отмечает, что образование является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, университеты, академии и т. д.);

3) творческие союзы и профессиональные ассоциации и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания.

Наука и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека. От развития образования зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы. В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Этические принципы науки Р. Мертона:

универсализм (открытия науки носят всеобщий характер);

коммунализм (научное знание не может стать личной собственностью ученого);

незаинтересованность (преследование личных интересов не соответствует роли ученого);

организационный скептицизм (ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до их эмпирической проверки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: