Материалы для повторения

Ø Основная тенденция дошкольного возраста выра­жается в возникновении стремления ребенка быть как взрослый. Потребность быть как взрослый удов­летворяется в сюжетно-ролевой игре − наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваи­вает на протяжении дошкольного возраста. Основ­ная характеристика игры − наличие воображаемой ситуации.

Ø Специфичными для дошкольного возра­ста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности − рисование, конструирование, ап­пликация, лепка. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни.

Ø В дошкольном возрасте развиваются эле­менты трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Эле­менты учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, выполнять его инструкции, действовать по образцу и по прави­лу, в осознании способов выполнения действий.

Ø Ведущими мотивами общения становятся познавательный и личностный мотивы. Ребенок обращается ко взрослому как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отноше­ниях и о самом себе.

Ø Важную роль в жизни ребенка-дошкольника иг­рает сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная де­ятельность. Общение со сверстником − это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку позна­вать себя.

Ø Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познаватель­ные мотивы. В дошкольном возрасте уже форми­руется система мотивов, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка − со­циально−опосредованные.

Ø Усложнение видов деятельности и общения, рас­ширение круга общения приводят к формированию самосознания. У ребенка складывается устойчивое положительное отношение к себе, опре­деляемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее.

Ø В дошкольном возрасте складываются механиз­мы управления своим поведением: усвоение и при­менение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти пси­хологические образования еще не выполняют в пол­ной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям-дошкольникам приписывается недо­статочность волевого развития.

Ø В дошкольном возрасте ребенок усваи­вает сенсорные эталоны, через которые воспринима­ет предметы, их свойства, что позволяет целена­правленно и произвольно обследовать эти предметы. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребе­нок устанавливает связи и отношения между пред­метами на основе непосредственных впечатлений.

Ø Использование общественно вырабо­танных средств для установления связей и отноше­ний между предметами, усвоение элементарных по­нятий позволяет ребенку перейти к опосредованному познанию окружающего мира. Опосредованность по­зволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Одна из основных линий развития позна­вательных процессов в дошкольном возрасте − пере­ход от непроизвольных психических процессов к произвольным.

Ø В дошкольном возрасте развиваются все функции и виды речи. Номинативная функция речи отобра­жает конкретно-образный характер мышления ре­бенка, он еще не может отделить название предмета от его свойств. Эгоцентрическая речь, выполняющая планирующую функцию, переходит во внутренний план и становится внутренней речью. Коммуника­тивную функцию выполняет контекстная и ситуа­тивная речь, а также объяснительная речь. Речь приобретает черты произвольности, ребе­нок использует ее в зависимости от задач общения.

Ø Формирование внутренней позиции, в том числе и по отношению к школьному обучению, направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально-волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.

Проблемно-дискуссионные вопросы:

1 Объясните, в чем генетическое сходство игры и продуктивных видов деятельности, игры и детского труда. Обратите внимание на мотивы и цели данных видов деятельности, систему действий и операций.

2 Приведите примеры ситуаций, в которых дошкольник демонстрирует свое неумение отличать учебные задачи от практических.

3 Как вы объясните феномен расхождения нравственного сознания и нравственного поведения в дошкольном возрасте?

4 Какую роль играет развитие самооценки дошкольника в становлении его способности управлять собой?

5 Как можно объяснить, опираясь на знания возрастных особенностей детей, проявление у дошкольников отрицательных черт поведения? Воспользуйтесь знаниями о типичных мотивах поведения детей, о характеристиках их самооценки, о недостаточности волевого развития.

6 Объясните существование в мышлении детей феноменов, описанных Ж. Пиаже, с точки зрения развития видов мышления в дошкольном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: