Вопросы
1Национальные культуры и особенности этикета.
2 Европейская деловая культура.
3 Североамериканская деловая культура.
4 Деловая культура Востока и арабских стран.
Термины и понятия
Культурный шок, ритуал, этикет, межкультурная коммуникация, ассимиляция аккультурация, этнокультурные стереотипы, этнические стереотипы.
Вопросы и задания для самоконтроля
1 Согласны ли вы с советом: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»? Объясните свою позицию.
2 Почему в современном мире особое место занимают проблемы межкультурной коммуникации?
3 Почему для успешной межкультурной коммуникации необходимо знакомство с ценностями другого народа?
4 Какова роль эмпатии в процессе межкультурной коммуникации?
5 Что такое этнокультурные и этнические стереотипы? Каковы их источники?
6 Впишите основные слова, которые у вас ассоциируются с понятием «национальная культура» (Рис. 1).
Рис. 1
Дополнительные вопросы и творческие задания
1 Ситуативная игра «Мы в гости, гости к нам» (с помощью преподавателя).
2 Что такое «культурный шок», который испытывает иностранцы, попадая в другую страну?
3 В таблице приведены причины культурного шока. Дополните список и предложите возможные способы преодоления шока, вызванного попаданием работника в другую культурную среду.
Причины культурного шока и пути его преодоления
Причины шока | Возможные пути преодоления |
Общение на другом языке | |
Иной деловой этикет | |
Различия в системе ценностей | |
Отношение к связям и знакомствам | |
4 Напишите эссе «Деловое общение и его роль в профессиональной деятельности человека».
Темы докладов и сообщений
1 Этикет путешественника.
2 Национальные особенности этикета Франции.
3 Национальные особенности японского этикета.
4 Национальные особенности невербального общения.
Рекомендуемая литература
Основная
1 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 206 с.
2 Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994.-349 с.
3 Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-110 с.
Дополнительная
1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. –М.:ИНФРА – М, 2000.-224 с.
2 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.-544 с.
3 Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента/Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2006. – 784с.
4 Психология и этика делового общения: Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-415 с.