Прообраз политической рекламы в народных зрелищах 18 в

Петр I упразднил патриаршество, а вместе с ним и ряд традиционных шествий. Теперь народ развлекался на масленичном и святочном маскарадах, новогодних фейерверках, триумфальных торжествах, связанных с победой русских войск и благополучным заключением мира.

Так, в 1721 г. в Москве, по случаю подписания Ништадтского мирного договора со Швецией, были построены четыре триумфальные арки, украшенные античными персонажами и текстами поэтических панегириков. Расшифровка аллегорических фигур и символов давалась в печатных комментариях, распространявшихся значительным тиражом в виде афиш и летучих листков.

Украшенные гравюрным орнаментом такие «объяснительные листы» сопровождали многочисленные фейерверки. Организация монархами подобных торжеств для самой широкой аудитории, прежде всего, осуществлялась с целью расширения своей популярности и поддержки проводимой политики «простым народом».

Как при Петре I, так и при Екатерине II проводились маскарадные шествия, в которые также включались элементы политической рекламы – утверждение могущества самодержавия.

К написанию пояснительных текстов, афиш и летучих листков, посвященных различным аспектам празднеств, привлекались лучшие писцы Славяно-греко-латинской академии: префект академии Иосиф Туробойский, ректор Феофилакт Лопатинский, вице-президент Святейшего синода Феофан Прокопович и др. идеологи, а также глава новообразованного Московского университета М.В. Ломоносов.

Петр I культивировал и иные формы пропаганды могущества Российского государства. В многолюдных триумфальных шествиях, торжественных фейерверках задачи политической рекламы реализовались с размахом творческой фантазии.

Фейерверки регулярно проводились на Новый год, а также по случаю тезоименитств членов царствующей фамилии и иных крупных политических событий (военных, заключения мирных договоров и т.д.). По случаю триумфа под Полтавой в 1709 году русскому послу в Голландии приказано было организовать фейерверк в Амстердаме. Первый русский император не скупился на затраты в целях политической рекламы.
Петр I нередко сам исполнял обязанности пиротехника и придумывал рецепты «огненных хитростей». В ночном небе разыгрывались фантастические зрелища: двигались аллегорические фигуры, возникали и рассыпались гербы воюющих государств. Знакомые нам по древним тотемам львы и орлы мерялись силой друг с другом. Подобные опыты переноса европейской культуры на русскую почву часто вызывали неодобрение. Фигуры на триумфальных вратах православным людом осознавались как языческие идолы, измышления «еретиков, литеров, кальвинов». Зато бесспорной популярностью пользовались карнавальные масленичные шествия и святочные игры. Опираясь на народные традиции, Петр I устраивал маскарадные гулянья, и здесь не упуская возможность утвердить идею могущества самодержавия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: