Классификация сотрудников по доминирующим мотивам трудовой деятельности. Мотивационно- динамическая типология сотрудников

Можно выделить три типа мотивации работников:

1. работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

2. работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности;

3. работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников.

• «Инструменталист». Мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. По профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, в частности портовые, объединяющиеся в бригады (артели), водители такси и другие люди, занимающиеся частным извозом.

• «Профессионал». Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.

• «Патриот». Основа его мотивации к труду высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм. В советское время таких людей было достаточно много в любой сфере деятельности. Сейчас их значительно меньше, это учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные. То есть все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.

• «Хозяин». Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.

• «Люмпен». Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

На любом предприятии и в каждой компании самыми лучшими работниками являются люди, имеющие мотивацию к труду. Но поскольку все мы разные, цели могут быть совершенно различны. В зависимости от них психологи выделяют такие мотивационные типы сотрудников:

• Стимул – материальное вознаграждение

• Для этих людей главное деньги, ради которых они могут работать круглые сутки. Как правило они не конфликтны, вернее, просто не обращают внимание на эмоциональные проблемы в коллективе, уж слишком такие работники заняты своим трудом, вернее, зарабатыванием денег.

• Мотивация: Для таких сотрудников просто создана сдельная оплата труда, а также выплата определенного процента от приносимой им прибыли.

• Стимул – карьера

• Такие работники, прежде всего, интересуются своим продвижением по службе, они готовы работать наместе со сравнительно небольшой зарплатой, например, какпереводчик румынского при нотариусе, если знают, что могут рассчитывать на карьеру – стать руководителем проекта либо возглавить отдел.

• Мотивация: Подобным людям очень важна похвала начальника, а также беседы о возможных перспективах роста.

• Стимул – стабильность

• Эти сотрудники часто встречаются на предприятиях. Кажется, у них вовсе нет цели, но в реальности, у них есть сильнейшая мотивация – им нужна уверенность в завтрашнем дне. Они будут прекрасно работать, если будут знать, что они гарантированно получат заработанные деньги, а также всевозможные социальные блага – медицинскую страховку, пенсию и т.д.

• Мотивация: стабильная работа фирмы, отсутствие перебоев с выплатой зарплаты, предоставление социальных гарантий.

• Стимул – результат

• Некоторые люди считают, что главное в работе – это не деньги или карьера, а процесс получения результата. Это, например, ученый, ведущий долгое исследование, илимедицинский переводчик, выполняющий объемный перевод.

• Мотивация: похвала начальника с подчеркиванием результата труда такого работника лучше всего в присутствии других членов коллектива.

• Стимул – душевные отношения

• Подобные работники, ориентированы на комфортную работу в коллективе среди понимающих, доброжелательных коллег, а также душевного и открытого к общению начальства.

• Мотивация: внимательность со стороны руководителя (неформальные вопросы или беседа), поддержание эмоционального комфорта в коллективе.

• Чистые мотивационные типы присутствуют достаточно редко, обычно работника мотивируют к труду сразу несколько стимулов, которые к тому же могут меняться с течением времени. Однако, такая классификация может дать общее представление о целях разных сотрудников, которые каждый руководитель может (и должен) использовать на благо компании.

16.Соотношение методов мотивации и стимулирования труда в различных моделях управления предприятием.

?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: