До настоящего времени в отечественной юридической науке отсутствует общепринятое понятие источников права. Во-первых, источник права – это «то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо»; «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование»; «исходное место или позиция, служащие основой для развития чего-либо».
Во-вторых,источники права можно рассматривать также в материальном, философском и формально-юридическом (специально-юридическом) смысле. Так, в первом случае имеются в виду существующие социальные, экономические, духовные, политические и иные отношения, обусловливающие содержание норм права. Во втором - философские идеи, образующие основу той или иной правовой системы, в третьем – формы внешнего выражения (объективирования) правовой материи (норм права).
Следует отметить, что в российской юридической науке доминирует формально-юридическое понимание.
К источникам права в юридической науке принято относить правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты и правовую доктрину.
Правовой обычай – исторически первый источник права, представляющий собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в силу его многократного повторения.
Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый компетентными органами законодательной или исполнительной власти либо непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.
Судебный прецедент – ранее принятое решение суда, ставшее образцом при разрешении аналогичных дел судами равной или нижестоящей инстанции в будущем.
Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов правотворчества, направленное на установление, изменение или прекращение прав или обязанностей.
Религиозные тексты – система правил поведения, регулирующих отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Правовая доктрина – совокупность теорий, концепций, взглядов ученых-правоведов о государстве и праве.
Каждой национальной правовой системе присуща своя система источников права[284]. Например, в странах романо-германского (континентального) права ведущую роль среди источников права играет нормативный правовой акт, в особенности кодекс, признаются также общие принципы права и правовой обычай. В странах англосаксонского (общего) права к источникам права относятся судебный прецедент, законы (статуты), правовая доктрина, правовой обычай. Главными источниками мусульманского права признаются Коран, сунна, иджма и кияс. В ряде случаев отдельные источники права выходят за пределы внутригосударственных правовых систем и становятся характерными для целых правовых семей, например, законы и иные нормативные правовые акты.
В литературе часто предпринимаются попытки классификации источников права по различным критериям. Так, например, в зависимости от природы и формы выражения они делятся на реальные или первичные (материальные и другие), например, правовое сознание, общественно-политическая среда, и вторичные (формально-юридические), например, нормативные правовые акты и т.д. На построение их системы, определение их места и роли в правовой системе также влияет та или иная концепция правопонимания.
Наряду с понятием «источник права» в литературе используется понятие «форма права». Форма права – многозначное и многогранное явление. Так, в философском аспекте форма права представляет собой способ организации, существования и выражения содержания права. В социологическом аспекте она выражает определенные социальные реалии. В формально-юридическом аспекте она проявляется в особенностях внешнего выражения той или иной формы права и может пониматься как способ (прием, средство) внутренней организации и внешнего выражения права, а именно выражения содержащихся в нормах права правил поведения. [285]В этом смысле понятия «форма права» и «источник права» следует рассматривать как синонимы.