Творение без эволюции

Важнейшим догматическим утверждением Церкви является определение Никео-Цареградским Символом веры Бога как Творца всего созданного: «небу и земли, видимого же всем и невидимого». Согласно Православному исповеданию, «без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего Он произвел мыслию Своею все небесные Силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мiр, который, по данной ему благодати, знает Бога и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мiр. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что Он же есть Творец и обоих мiров, и невещественного и вещественного» [112, с. 22–23].

Эволюционистская точка зрения принципиально противоположна. Для эволюционистов ни один из объектов видимого и невидимого мiра, как на небе, так и на земле не представляет собой непосредственного Божьего творения, но плод долгого развития материи от «Большого взрыва» (или подобной чуждой Библии мифологемы). Для эволюциониста Бог, если Он вообще где-то есть, не является конкретным творцом никакой твари. По сути, идея эволюции фактически представляет собой альтернативу библейскому учению о творении – поскольку реальным творцом всего видимого и невидимого должна по справедливости быть названа эволюция.

Качество Бога именно как Творца неоднократно засвидетельствовано в Священном Писании. Приведем несколько цитат из Ветхого Завета.

Пророк Моисей: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1).

Царь Салимский Мелхиседек произнес над Аврамом следующие слова: благословен Аврам Богом Вышним, иже созда небо и землю (Быт. 14, 19).

Пророк Давид: блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них (Пс.145, 6).

Пророк Исаия: Господь сотворивый небо, сей Бог показавый землю, и сотворивый ю, Той раздели ю, не вотще сотвори ю, но на вселение созда ю (Ис. 45, 18).

Пророк Иеремия: Господь, сотворивый землю в крепости своей, устроивый вселенную в премудрости Своей, и разумом Своим простре небо (Иер.10, 12).

Ездра: Ты еси Сам Господь един, Ты сотворил еси небо, небо небесе, и вся вои их, и землю, и вся елика на ней суть, моря, и вся, яже в них, и Ты оживляеши вся, и вои небеснии покланяются Тебе (Неем. 9, 6).

В Священном Писании Нового Завета утверждение о Боге как Творце выражается столь же определенно.

Апостолы Петр и Иоанн Богослов единодушно молились: Владыко, Ты Боже, сотворивый небо и землю, и море, и вся, яже в них (Деян. 4, 24).

Апостол Павел в афинском Ареопаге говорил так: Бог сотворивый мiр и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмех живет (Деян.17, 24).

Свидетельство Апокалипсиса: Ангел клялся Живущим во веки веков, иже созда небо, и яже на нем, и землю, и яже на ней, и море, и яже в нем (Апок. 10, 6).

Святые Отцы, следуя духу и смыслу Библейского Откровения, исповедывали Бога непосредственным Творцом всего сущего в мiре.

Святитель Иоанн Златоуст: «И какое ты можешь иметь оправдание, какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло из готового уже вещества, и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего, было бы знаком всякого безумия. Итак, заграждая уста безумных, блаженный пророк в самом начале книги сказал так: в начале сотвори Бог небо и землю. Когда же слышишь: сотвори, то не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному. Это Бог – все творит и преобразует, и все устрояет по Своей воле... Так как он (Моисей) говорит иудеям, которые были привязаны к настоящему и не могли созерцать ничего постигаемого умом, то возводит их прежде от предметов чувственных к Создателю вселенной, дабы они, познав Художника из дел, и не остановились на тварях. Если и после этого они не переставали обоготворять твари и воздавать почтение самым низким животным, то до какого не дошли бы безумия, если бы Он не оказал такого снисхождения?» [52, с. 10].

Блаженный Феодорит Киррский в изъяснении 101 псалма писал: «В началех Ты Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши (Пс. 101, 26–27). Ибо что невозможно Создателю всяческих? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Бог – Творец и всего прочего, содержимаго ими» [141, с. 481–482].

Святитель Тихон Задонский приводит следующие характерные для святоотеческой мысли рассуждения:

«Ничто само от себе не бывает. Всякий град не от себе, но от иного; всякий дом не от себе, но от иного созидается; всякое письмо не от себе, но от иного пишется; всякая книга не от себе, но от иного сочиняется; словом, всякая вещь не от себе, но от инаго делается.. Тако мiр сей не от себе, но от Создателя своего сотворен. Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 148, 5). Который Создатель есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и покланяемый – Отец и Сын и Святый Дух» [133, Т. 4, с. 1].

«Слышишь, что един у другого спрашивает, кто той-то дом или той град создал; и видишь, что ничто собою не делается, но от иного начало и бытие свое имеет. От сего случая обрати рассуждение твое к мiру и всему, что в мiре имеется, и вопроси, от кого он со всем своим исполнением и украшением имеет начало. И молча, отвещает тебе: Той мя создал. Небеса отвещают тебе: мы поведаем славу Божию (Пс.18, 2). Солнце, луна и звезды отвещают тебе: Той нас создал, и дал нам свет к просвещению нашему, Той, Иже одевается светом яко ризою (Пс.103, 2). Облака отвещают тебе: Той нас создал, и повелел дождити на вас и нивы ваши. Земля отвещает тебе: Той мене создал, и повелел плоды творити вам. Вода отвещает тебе: Той мене создал, и повелел напаяти вас и скоты ваши. Рыбы отвещают тебе: Той нас создал, и подал вам в пищу. Древеса, травы и вся прозябающая отвещают тебе: Той нас создал, и повелел служити нуждам вашим. Скоты и звери отвещают: Той нас создал, и повелел работати вам. Огнь отвещает тебе: Той мене создал, и повелел согревати вас, светити вам и варити пищу вашу. Люди Его отвещают тебе: Той сотворил нас, а не мы: мы же люди Его, и овцы пажити Его (Пс. 99, 3)» [133, Т. 1, с. 38].

Митрополит Макарий (Булгаков) отмечает, что учение о творении «принадлежит к числу отличительных истин Божественного Откровения, которой не ведали не только простые язычники, но и самые их мудрецы: ибо одни из них признавали, что мiр вечен; другие допускали истечение его из Бога; третьи учили, что мiр образовался сам собою, по случаю, из вечного хаоса, или атомов; четвертые, что его образовал Бог из совечной себе материи, и никто не мог возвыситься до понятия о произведении мiра из ничего всемогущею силою Божиею» [89, с. 351].

Характерно, что все эти четыре лжеучения представляют собой разновидности эволюционистских теорий. Одна лишь только библейская точка зрения, в противоположность им, является чисто креационистской. Догматический вывод из этого делает сам митр. Макарий: «Все исчисленные мнения, по справедливости, должны быть названы еретическими: так как они прямо противоречат учению Слова Божия и православной Церкви о происхождении мiра» [89, с. 352–353].

В названных вариантах искажения Божественного Откровения эволюция, как творческая сила либо выступает вместо Бога, либо является неким «посредником», «демиургом», низшим непосредственным творцом. Обе эти концепции принципиально непримиримы с православным вероучением, согласно которому единственными Сотворцами Отцу Небесному являются Сын и Святый Дух: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).

Сказанное, разумеется, не умаляет значения синергии в деле сотрудничества Бога и человека, в деле нашего спасения. Не отрицается также и то, что тварь воспринимала и исполняла повеление Творца: да будет твердь посреде воды! (Быт. 1, 6), да прорастит земля былие травное! (Быт. 1, 11), да изведут воды... (Быт. 1, 20) и да изведет земля душу живу! (Быт.1, 24). Во всех подобных примерах действие производилось не по законам естества твари, а по божественному глаголу, то есть сверхъестественно. Ни небо, ни земля, ни что-либо на них не могут быть названы «сотворцом» Единому Богу Творцу.

Слова из второго члена Никейского Символа веры – «Имже вся быша» – приличествует относить к Сыну Божьему, а не к эволюции – равно как не к ангелам, не к земле, не к буквам еврейского или иного алфавита, и не к каким-либо другим «посредникам». Так утверждается в Евангелии: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).

Справедливое выражение Иова МногострадальногоДух Божий, сотворивый мя (Иов 33, 4) – также не может без привнесения кощунственного переосмысливания переводиться словами: «Создавшая меня эволюция». Истинным Творцом может называться лишь Бог единый в Троице.

Таким образом, теория эволюции вступает в противоречие как с первым (Творца небу и земли), так и со вторым (Имже вся быша) членами православного Символа веры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: