Из постановления пленума

В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях … следует перейти от прежних … форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу. Формой такого управления могут быть, например, советы народного хозяйства.

Промышленные министерства, за исключением наиболее наукоемких и важных оборонных отраслей, ликвидировались. Это означало разрушение вертикальной схемы управления, избавление от диктата ведомств.
Создание совнархозов принесло определенные положительные результаты: преодоление ведомственных барьеров позволило сократить затраты на транспортировку сырья и комплектующих, усилить кооперацию между предприятиями, расположенными на одной территории, и предотвратить дублирование ими друг друга, укрепить местную промышленность. В то же время возникли серьезные трудности в осуществлении хозяйственных связей между крупными регионами. Для того чтобы преодолеть местническую замкнутость, в 1960 г. в РСФСР, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские совнархозы. В 1962 г. последовало укрупнение совнархозов, а их число сократилось со 105 до 47. Строительная отрасль была выведена из подчинения совнархозам, в ведении которых осталась в основном промышленность. В 1963 г. был создан ВСНХ СССР.
В результате многочисленных реорганизаций численность управленческого аппарата возросла, что находилось в явном противоречии с выдвигавшимися при ликвидации министерств задачами.

Как Вы думаете, почему реорганизации привели не к сокращению, а к росту численности аппарата?

Главный же недостаток реформы состоял в том, что отказ от системы вертикального управления не привел к расширению прав предприятий: диктат отраслевых ведомств лишь сменился диктатом территориальных совнархозов.

Используя имеющиеся у Вас знания по экономике, а также сведения по истории нэпа, подумайте, что следовало сделать, чтобы добиться реальной самостоятельности предприятий.

Особенно тяжелыми были социально-политические последствия предпринятой реформы. Ликвидация министерств оставила не у дел многочисленных чиновников. Людям предстояло либо увольняться и искать новую работу, либо покидать Москву и отправляться в совнархозы. Между тем, в провинциальных городах было непросто получить благоустроенное жилье и квалифицированную работу. А ведь устраиваться на новом месте предстояло не только самим управленцам, но и членам их семей. К тому же в случае выезда на новое место всей семьи московская жилплощадь не сохранялась, и вернуться в столицу было бы невозможно. Многим чиновникам приходилось поэтому оставлять семьи в Москве.

Как это сказалось на отношении к предложенным Хрущевым реформам в среде партийного и советского аппарата?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: