Социология образования. Основные принципы и функции образования. Гуманизация – ведущая тенденция в образовании

Социоло́гия образова́ния — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:

как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования;

как процесс изменения общественного сознания;

как фактор социализации личности, и её воспитания;

как своеобразная феноменология личностного сознания.

Образование обладает всеми признаками социального института.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Процесс двусторонний:

1) преподавание (деятельность учителя)

2) учение (ученика)

Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся). Результативный (оценка, самооценка)Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.

Дидактические принципы обучения

1) научность

2) проблемность

3) наглядность

4) активность и сознательность

5) доступность

6) систематичность и последовательность

7) прочности

Функции образования: воспитание, формирование ключевых компетенций, формирование базы знаний, умении и навыков, подготовка личности к функционированию в современном обществе.

Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственное развитие общества

Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.

Ведущая тенденция развития современного образования — его обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.

Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук, которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследований.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: