Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» (ЗБР) определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его ЗБР ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его ЗБР требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Структурные компоненты
Интеллектуальная готовность
|
|
С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Подчеркнём, что знания сами по себе не выступают показателем готовности к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность – это достаточная развитость познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему.
Критерии интеллектуальной готовности ребёнка к школе
- Развитость познавательных процессов, речи.
P К старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного (словесно-логического).
P Сформированность элементов произвольной памяти, логического запоминания.
P Умение наблюдать, произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.
P Умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность. В противном случае, Возникнут затруднения в отсчитывании предметов справа налево, а не слева направо, тогда и читать будут справа налево.
P Аналитическое мышление (установление причинно-следственных связей, делать самостоятельно выводы, обобщать, анализировать и сравнивать).
P Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии).
P Интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий.
P Развита звуковая культура речи. Иначе будут возникать ошибки при письме. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительность речи ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будут читать стихи.
P Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов. Ребёнок должен выражать свои мысли ясно, передавать связано то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребёнок должен выделять в рассказе главное. Передавать рассказ по определённому плану.
|
|
- Сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности.
P Умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога.
P Умение осмысливать учебный материал, выделять в нём главное, самостоятельно действовать по заданию педагога.
P Умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и её результатов.
P Умение оценивать результаты, исходя из предложенных педагогом критериев.
P Развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация.
- Широта круга представлений.