Личностная готовность

1. Готовность ребёнка к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Новая внутренняя позиция возникает к 7 годам.

Это – отношение к школе, когда ребёнок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Ребёнок проявляет особый интерес к собственному школьному содержанию занятий. Предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). предпочитает классные занятия индивидуальному обучению дома. Положительно относится к дисциплине. Предпочитает традиционный способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). Признаёт авторитет учителя.

Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.

При поступлении в школу ребёнок включается в новую для него систему социальных отношений: иными становятся подход к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Специфика школы связаны для ребёнка с необходимостью ориентироваться на жёстко заданные социальные нормы. Поведение ребёнка (особенно на уроке) должно подчиняться строго фиксированным правилам: поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ, и т.д.

2. Готовность мотивационной сферы (отношение к школе, учебной деятельности, к педагогам): хочет ли ребёнок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учёбой, что является ведущим мотивом этой готовности.. Чтобы ребёнок успешно учился, он должен сам этого хотеть! При нежелании трудно его чему-либо научить.

Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному:

P Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть «детский мир» и приобщиться к взрослой жизни, на то, что после учёбы можно получить желанную профессию и т.д. На появление желания учиться влияют:

o отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра;

o отношение сверстников;

o желание сравняться по положению со старшими.

В результате формируется новая позиция школьника.

P Привлекают внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т.д.); потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях; желание приобрести новых друзей и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации всё это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребёнка к перемене собственного места среди других людей.

Поступление в школу меняет отношение ребёнка ко взрослым, сверстниками, самому себе и своей деятельности. Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. В окружение ребёнка входит новый взрослый – учитель.

Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая процессы жизнедеятельности детей. отношения с ним – непосредственные, доверительные и интимные. Учитель в деятельности ребёнка занимает иное место. Это – социальное лицо, представитель общества, которому доверено давать ребёнку знания и оценивать успехи в учёбе. Поэтому учитель – максимально авторитетен для ребёнка. Школьник принимает его точку зрения. Общаться с учителем в ситуации урока можно лишь после поднятия руки ребёнок должен отвечать на поставленные вопросы учителем, задавать вопросы по делу, внимательно его слушать.

  1. Изменение отношения шестилетнего ребёнка к себе.

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания ребёнка. Наблюдается более адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Однако возможно её завышение, реже занижение. Ребёнку легче оценивать результаты своей деятельности, чем поведение. Раньше осознаются те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивают взрослые.

Для формирования позитивной самооценки и «Я-концепции» как компонента личностной готовности ребёнка к школе важна та деятельность, в которую включён ребёнок, и оценка его достижений взрослым.

Таким образом, у ребёнка должно быть сформировано положительное отношение к школе; отношение к себе как школьнику; ко взрослому как учителю (способность понять взрослого в качестве учителя, требованиям которого он подчиняется).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: