бюджет и бюдж-я система. Характеристика ее сфер и звеньев. Доделать

Бюдж-я система РФ — это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюд-в субъектов РФ, местных бюд-в и бюд-в гос-х внебюджетных фондов. Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет F-и централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств м/у уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя "обслуживание" гос-вом общества. При этом, чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма. Бюдж-я система РФ состоит из 3 звеньев: федерального бюджета, территориальных бюд-в субъектов Федерации и местных бюд-в

21) Макроэк-ая политика государства: сущность, цели, инструменты, осн-е направ-я. Макроэк-ая политика современной Рос. Эк-ая политика государства – это совокупность мер, направленных на регулирование хозяйственных процессов. Субъекты эк-й политики: центральное правительство, региональные (областные, краевые) и местные (городские, районные); фонды социального страхования, пенсионный фонд, негос. союзы и объединения. Основная задача государства как ведущего субъекта эк-й политики – учитывать интересы различных групп и побуждать их проявлять активность в направлении достижения единых целей. Цели эк-й политики: стабильный темп роста и высокая эффективность национального пр-ва; стабильный уровень цен; высокий уровень занятости насел-я; выравнивание д-дов; рациональные внешнеэк-ие связи. Осн-е F-и государства: формирование правовой основы эк-й деят-ти; поддержка конкуренции, антимонопольная политика; пр-во общественных благ; перераспределение д-дов в пользу наименее защищенных групп насел-я, политика д-дов; учет побочных эффектов хозяйственной деят-ти, защита окружающей среды; стабилизация функционирования эк-ки, антициклическое регулирование и стратегическое программирование развития общественного пр-ва. Методы и инструменты эк-й политики: Прямое регулирование - это установление обязательных норм во взаимоотношениях эк-х субъектов (инструменты: минимум з/платы, прожиточный минимум); Косв-е регулирование – это воздействие на деятельность эк-х субъектов через изменение условий, в к.х они функционируют (инструменты: фискальные (бюджетные) – манипулирование д-дами и р-дами гос-го бюджета, то есть налогами (налоговая политика), государственными заказами и закупками; монетарные (денежно-кредитные) – регулирование денежного предлож-я; внешнеэк-ие – регулирование внешнеторговых потоков Т и У, миграции кап-ла и рабочей силы, курса общей валюты. Нынешняя ситуация в российской эк-ке по большому счету представляет собой результат действия двух сил: 1) относительно благоприятных объективных условий, в к.х она находится в последние годы, и 2) эк-й политики прав-ва. Первая из них, то есть сравнительно благоприятные объективные условия, нашла свое выражение в том, что: - во1х, цены на осн-е экспортные Т, прежде всего на нефть и газ, все эти годы держались на приемлемом для наших экспортеров, а в течение значительного времени – на чрезвычайно высоком уровне; - во2х, политическое урегулирование проблемы внутренней и внешней задолженности в результате дефолта 1998 г. и соглашений с Лондонским и Парижским клубами позволило нормализовать обслуживание и погашение гос-го долга и в целом облегчить связанное с этим процессом финансовое бремя; - в-3х, приход в Кремль нового президента, к.й, по крайней мере в 1-е годы своего президентства, был позитивно воспринят протестно настроенной частью общества, позволил правительству сократить бюджетные р-ды, не связанные с обслуживанием гос-го долга, как в реальном выражении, так и в пропорции к ВВП. Все это вместе взятое, с одной стороны, позволило ликвидировать бюджетный дефицит и порождаемую им составляющую инфляции, снизить фискальное давление на бизнес, убрать дестабилизирующие вспышки нестабильности на финансовых рынках, а с другой – обеспечило частным и государственным компаниям возм-ость увеличить финансирование собственных инвестиций. Конечно, эк-ие резул-ы последних лет не сводятся исключительно к влиянию высоких цен на нефть и других перечисленных благоприятных объективных обстоятельств, но то, что последние сыграли для эк-ого роста чрезвычайно важную роль – факт, не подвергаемый сомнению никем из серьезных специалистов-аналитиков. Что же касается второго ф-ра, обусловливающего нынешнюю ситуацию в российской эк-ке – эк-й политики прав-ва, – то его воздействие выглядит не столь однозначно. Принято считать, что макроэк-ая политика в сегодняшней Рос явл-я в целом адекватной существующим условиям и способствует экономическому росту. Подобный взгляд разделяют в том числе и многие западные аналитики – в последнее время лестные оценки этой политики высказывают представители и МВФ, и м/ународных рейтинговых агентств. Это справедливо, но лишь отчасти. Действительно, макроэк-ая политика в ее привычном понимании сегодня осуществляется в целом компетентно и не содержит явных дестабилизирующих элементов. Если взять набор показателей, по которым обычно судят о том, насколько здравой и ответственной явл-я такая политика, то в целом они рисуют относительно благополучную картину. Гос. финансы сбалансированы по д-дной и р-дной частям. Более того, в последние годы д-ды федерального и консолидированного бюд-в превышают их текущие р-ды, что позволило сформировать значительный финансовый резерв для выплат по внешним долгам и для других необходимых р-дов на случай резкого ухудшения конъюнктуры. Бюджет перестал играть роль источника инфляции, во всяком случае в той ее части, к.я обусловлена монетарными ф-рами. Курс национальной валюты не испытывает резких дестабилизирующих колебаний и, несмотря на тенденцию к постепенному повышению реального курса рубля, его рыночный курс остается как минимум вдвое ниже паритета покупательной способности, что обеспечивает поддержку экспортеров и активное сальдо торгового баланса, необходимое для безболезненного погашения внешних долгов и наращивания валютных резервов. Золотовалютные резервы выросли до уровня, объективно достаточного для обеспечения стабильности национальной валюты и проведения необходимых внешних платежей. Инфляция, хотя и остается высокой по меркам развитых экономик, в среднесрочном плане демонс3рует тенденцию к снижению до сравнительно безопасных порогов. То есть во многих областях, требующих проведения осмысленной макроэк-й политики, ситуация действительно нормализовалась. Вместе с тем надо иметь в виду следующее: 1. Возм-ости макроэк-ого регулирования методами кредитно-денежной и валютной политики в принципе ограничены. Поддержание макроэк-ого равновесия и благоприятных условий для производственного и инвестиционного планирования способствует экономическому росту, но не порождает его, тем более – автоматически. Главные условия роста – это, во1х, наличие пригодных для использования ресурсов и, во2х, эффективных хозяйствующих субъектов, способных эти ресурсы использовать. Если эти базовые условия есть, м-о вести дискуссии и выбирать оптимальный вариант использования инструментов кредитно-денежной, валютной, таможенной политики и т.д. Если их нет – все это имеет вторичное значение, а самой важной задачей становится создание названных базисных условий. Конечно, в значительной степени наличие этих условий обусловлено историческими и иными объективными ф-рами, но и роль государства здесь явл-я немаловажной. Гос-во м-ет и должно через формирование и совершенствование системы общественных институтов способствовать увеличению эк-х ресурсов, с одной стороны, и повышению эффективности хозяйствующих субъектов (в том числе через их селекцию) – с другой. Для этого существуют институциональные реформы, структурные реформы, промышленная политика. 2. Современная теория и практика макроэк-ого регулирования методами кредитно-денежной, валютной и отчасти фискальной политики подразумевают (часто просто по умолчанию) такую предпосылку, как наличие развитой рыночной эк-ки, большое кол-во эффективных производителей и сеть высокоразвитых эк-х и общественных институтов. В этом смысле теория макроэк-ого регулирования сконструирована и имеет смысл только или гл. образом для развитых экономик. Для развивающихся экономик все эти манипуляции по >й части бессмысленны, так как в этих странах, во1х, нет достаточно большого количества крупных производственных и финансовых компаний, способных реагировать на инструменты «тонкой настройки» кредитно-денежной сферы, а во2х – необходимых для этого институтов. Для таких стран безусловным приоритетом явл-ся институциональные реформы и осмысленная промышленная политика. 3. То же следует сказать и об экономиках с преобладанием сырьевого сектора: инструменты макроэк-ого регулирования не могут эффективно работать в хозяйстве, основу к.го составляет небольшое число крупных сырьедобывающих экспортеров. Экспортеры сырья мало зависят от состояния внутренней конъюнктуры и финансовых рынков вну3 страны; их инвестиции обусловлены в >й степени глобальной конъюнктурой и политическим климатом; сами они в значительной степени ощущают себя глобализированными компаниями и составными частями мировой системы хозяйственных отношений, связанными со своими собственными экономиками скорее административно, нежели через плотную сеть хозяйственных связей. Поэтому поддержание макроэк-ого равновесия в рамках национальной эк-ки хотя и играет определенную положительную роль, еще не явл-я достаточным условием для расширения пр-ва и инвестиций нефтяными, газовыми и другими сырьевыми компаниями, к.е в своем поведении > ориентируются на мировую конъюнктуру и глобальные эк-ие сдвиги и тенденции. Из вышеизложенного следует вывод: признавая важность всего арсенала инструментов рын-го макроэк-ого регулирования (прежде всего посредством мер кредитно-денежного регулирования), мы должны понимать, что они явл-ся эффективными и действенными лишь при определенных условиях. Главные из них: развитая и диверсифицированная эк-ая стр-ра с большим кол-вом конкурентных эффективных фирм-производителей; наличие мощного финансового сектора и развитых финансовых рынков, а также эффективно выполняющих свои F-и административных институтов. Чем хуже выполняются названные условия, тем меньше эффекта от методов косвенного регулирования. Соответственно, мы имеем слаборазвитую экономику; сырьевую экономику; экономику, в к.й доминируют крупные монополии, к.я в целом мало поддается их воздействию, а стимулирующий эффект от этих мер в такого рода эк-ке крайне слаб. Это вовсе не означает, что макроэк-ая политика в такой эк-ке не нужна – напротив, она, безусловно, необходима, но, во1х, ей нужен особый инструментарий, учитывающий состояние ее производственной и институциональной базы, и, во2х, она м-ет сыграть лишь вспомогательную роль благоприятствующего условия. Источником подлинного роста и развития и толчком к нему здесь должны быть меры иного характера – меры, к.е воздействуют на хозяйствующие субъекты не такими продвинутыми инструментами, как, например, снижение ставки рефинансирования, а более определенно и непосредственно.

22)либерализация внешней торговли и протекционизм в м/ународной торговли. Инструменты внешнеторговой политики государства. Либерализация эк-ки — ликвидация осн-х диспропорций и ограничений административно-командной эк-ки, запуск механизмов осн-х з-нов рын-го хозяйства. Основная диспропорция централизованной системы — диспропорция цен. Т.о., либерализация цен явл-я составным элементом либерализации эк-ки. Другой важнейший элемент либерализации — либерализация внешней торговли.

Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация эк-ки предполагает либерализацию деят-ти предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.

Либерализация эк-ки порождает главную проблему переходного периода — инфляцию. В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Институциональная трансформация

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам. Однако свобода не означает деятельность эк-х субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной эк-ки, создана соответствующая рыночным отношениям з-нодательная система (з-ны по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, трудовое з-нодательства и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности — приватизацию, возникновение новых субъектов хозяйственной деят-ти — коммерческих банков, Тных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Т.о., институциональные преобразования явл-ся стержнем эк-х реформ, без них не возможна ни либерализация эк-ки, ни финансовая стабилизация.

Либерализация цен — характеристика эк-х реформ в Рос

Радикальные эк-ие реформы в Рос начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число Т и У. В последние годы советского периода в эк-ке накопилась существеннаяденежная масса (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим Vом Т и У. Поэтому, после того как гос-во прекратило регулирование цен, они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские Т и Уи в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потреб-х цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие 3 года: в 1993 г. индекс потреб-х цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2 раза и в 1995 г. — в 2,3 раза. Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных д-дов насел-я; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные д-ды насел-я сократились примерно в 2 раза.

Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению пр-ва валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).

Наряду с негативным воздействием на социально — экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия:

исчезновение дисбаланса м/у денежной и Тной массой;

резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита Т и У, имевшего место по подавляющему числу Тных позиций в конце 80 -х — начале 90 — х годов.

Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере пр-ва и реализ-и Т и У.

С переходом к рыночным условиям в Рос началась инфляция, в результатемеханизм либерализации цен сопровождался гиперинфляцией. Данное обстоятельство уничтожило не только возм-ость получения д-дов за счет ваучеров, но и небольшие сбережения, к.е копились населением.

Принцип свободного ценообразования, к.й начал действовать с 90-х гг. в Рос, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие гос. п/п, к.е доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Данное обстоятельство способствовало усилению инфляционных процессов, развитию тенденции к падению реальных д-дов насел-я, прежде всего работников бюджетной и социально не защищенной сферы. П.энеобходимо отметить, что инфляционные процессы ведут к распределению д-дов в ущерб наименее социально защищенным и бедным слоям насел-я.

По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям насел-я, владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений, тогда как около 5 % людей относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходится более 52,9 % всех накоплений насел-я Рос. П.энадо учитывать, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, к.е переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы сильно превышают накопление в российских банках.

Внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием. сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации.

Современная система протекционистских мер, направленная на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает разл-е направ-я.

В числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как:

таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;

нетарифные барьеры, к.е представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых) ограничений внешнеэк-й деят-ти с помощью разветвленной системы эк-х, политических и административных методов.

Существенную роль в системе протекционистских мер играют и средства го-сударственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке. К ним м-о отнести, во1х, прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости У по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во2х, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэк-х операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что гос-во берет на себя значительную часть р-дов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деят-ти на внешнем рынке.

Осн-е инструменты внешнеторговой политики государства

Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэк-й политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэк-х связей и внешнеэк-й политики других стран. Именно с помощью внешнеэк-й политики регулируется внешнеэк-ая деятельность, отличительным признаком к.й служит м/ународная купля-продажа Т и У, м/ународное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.[583]
Традиционные инструменты внешнеэк-ого регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся гл.и в Рос. Внешнеторговая политика – это регулирование гос-вом экспортных и импортных операций. Внешнеэк-ая политика осуществляется через широкий круг мер, число к.х постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэк-х связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в м/ународной специализации, ограждения национальной эк-ки от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т. д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке

Важнейшим среди з-нодательных актов Рос по регулированию внешнеэк-й деят-ти явл-я Ф з-н «О государственном регулировании внешнеторговой деят-ти» (1995г.), определяющий принципы её осуществления и регулирования. Другим основополагающим док-том в области внешнеторгового регулирования стал Ф з-н «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, эк-х и военных интересов.[585]

Основным инструментом внешнеторговой политики явл-я тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении Том таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли м/ународную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом к.го с 1992 г. явл-я Россия. Т в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с Тной номенклатурой внешнеэк-й деят-ти, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования Т, рекомендованной М/ународной торговой палатой для использования в мировой торговле.

Таможенный тариф применяется как при ввозе Т на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из Рос. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет F-и налога, взимаемого при пересечении Т через границу, регулятора структуры и Vа внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в гос-й бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости Т, в Рос ан-гичный показатель оценивается в 10-12%.[586]

Гос-во посредством изменения таможенных пошлин имеет возм-ость изменять характер импорта и экспорта в нужных направ-ях. Достоинства таможенно-тарифного регулир-я проявл-ся в следующем:
Во1х, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки

Во2х, изменение таможенных тарифов даёт возм-ость в разных направ-ях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов Т

В-3х, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на эк-ие интересы импортеров и экспортеров.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных З-ном «О таможенном тарифе». На один и тот же Т действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к Тм, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с к.ми Россия использует (на условиях взаимности) режим наи>го благоприятствования, установленный з-нодательными органами. П.эрежиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На Т из стран, торгово-политические отношения с к.ми не предусма3вают указанного режима, а также на Т, страна происхождения к.х не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.[587] Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся разл-е н-ги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потреб-х свойств ввозимых Т, административно-бюрократические проволочки и т. п.

Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным Тм, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить V импорта (экспорта). Например, повыш-е импортных пошлин м-ет увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть Vа импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого Т. В противном случае п/п, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного Т. Это одна из причин, по которым квотирование в Рос применяется редко.[588]

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо Т на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта м-ет возникнуть нехватка данного Т на внутреннем рынке. В Рос квотирование экспорта обусловлено м/ународными обяз-вами страны.
Лицензирование, т. е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деят-ти её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами з-нодательно-правовых м/ународных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возм-ости (эк-ие, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам Т, как квотируемые Т, Т мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид Т.

Экспортный контроль применяется для защиты национальных интересов страны, когда объектом внешнеторговых сделок явл-ся разл-е виды вооружений, военной техники или Т двойного назначения. Используется он также в целях соблюдения м/ународных обяз-в Рос по нераспространению оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Номенклатура Т, подлежащих экспортному контролю, определена в специальных списках, к.е утверждаются указами Президента РФ по представлению Прав-ва РФ.[589

В условиях сохраняющейся разбалансированности внутреннего рынка и эк-ки в импортной политике Рос целесообразно руководствоваться следующими принципами:

Импорт – традиционный источник таможенного д-да государства, но он не должен определяться сугубо фискальными соображениями. Чрезмерное обложение импорта и усложненная бюрократическая процедура могут привести к его резкому сокращению и удорожанию, что подхлёстывает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от эк-й и социальной значимости того или иного Т;

Регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, к.я м-ет нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта. Протекционизм должен применяться в оптимальных формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы максимально защитит отечественных производителей реального сектора эк-ки, прежде всего, от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков. Именно эти задачи призван решать Ф з-н «О ерах по защите эк-х интересов РФ при осуществлении внешней торговли Тми» (1998 г.).

Основой эффективной внешнеэк-й деят-ти и залогом эк-й безопасности страны в условиях движения к открытой эк-ке явл-я активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

В целях стимулирования развития экспортноспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косв-е субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, гос. закупки новой продукции и т. д.

Прямое субсидирование экспорта – это наиболее простой и традиционно используемый способ материального стимулирования внешних поставок национальными производителями и повышения ценовой конкурентоспособности их Т. Оно осуществляется в виде выплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы м/у себест-тью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. В настоящее время оно применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Косв-е субсидирование экспортёров осуществляется через сеть коммерческих банков, которым гос-во выдаёт специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортёрам. Косвенным субсидированием принято считать налог-е льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов, снижение тарифов государственными компаниями (транспортными, энергетическими и др.), а также передачу экспортёрам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и высоким ценам.

Достаточно действенным явл-я и другой вид поддержки экспортёров – их непосредственное кред-е. Кред-е экспортёров м.б. внутренним и внешним.

Внутреннее кред-е осуществляется через гос-й банк путём предоставления среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного пр-ва в национальной и в свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам. Внешнее кред-е нацелено на выделение кредитов импортёрам в форме финансовых и Тных кредитов. Гос-во субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, к.е явл-ся целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки Т у фирмы – поставщика экспортной продукции.[590]

Изучим более подробно классификацию не тарифных инструментов внешнеторговой политики.

Хотя таможенные тарифы и явл-ся важнейшими инструментом внешнеторговой политики, но их роль постепенно ослабевает. Это объясняется тем, что возрастающая интернационализация пр-ва способствует >й открытости национальных экономик развитий стран. Однако степень воздействия государства на м/ународную торговлю возросла в результате расширения нетарифных методов регулирования.

Существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговле, к.е используют разл-е страны.

При всем многообразии нетарифных методов их м-о условно разделить на две большие группы: эк-ие и административные. 1-е, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные Т. 2-е непосредственно ограничивают доступ импортных Т и поставку отечественных Т за границу.

Рассмо3м более подробно эк-ие методы регулирования

К методам эк-ого характера относят разл-е н-ги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение Т. Его целью явл-я в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же Т иностранного и отечественного пр-ва. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

К мерам валютного и финансового характера относятся разл-е ограничения на р-дования иностранной валюты: множественность валютных курсов, н-ги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или Т. В ряде развивающихся государств н-ги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых Т.

Гос-во для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии м.б. в формах прямых дотации, льготного налогообложения, льготного кредита.

В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных Т дополнительных высоких пошлин.

Демпинг определяется как продажа Т по ценам ниже издержек пр-ва. М/ународные организации определяют демпинг как продажу Т по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложение карательной антидемпинговой пошлины, к.я несколько раз превышает обычную.

Гл. недостатком ценовых или стоимостных методов регулирования остается их косв-е воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной Р. При импорте Т с низкой эластичностью эк-ие барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.[591]

Рассмо3м более подробно административные методы регулирования.

Из всех нетарифных административных барьеров наи>е распространение получила квота. Квота представляет собой ограничение пр-ва продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течении нек.го периода

В мировой практике используются инд-е, тарифные, глобальные и другие виды квот.

Инд-е квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту Т по странам-поставщикам. различают пропорциональную квоту, к.я определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обяз-ва другой страны.

Тарифные квоты предусма3вают поставку определенного количестве Т в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот, сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.

Глобальные квоты устанавливают размер общего количества импорта Т на определенный период без распределения его м/у странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.
Рассма3вая действие импортной квоты и таможенного тарифа, м-о отметить, что их воздействие на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рын-го механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.
1м из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она явл-я результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате к.х страна-экспортер м-ет потерять большую часть национального рынка.
В целом общие масштабы применения нетарифных мер развитыми странами увеличились с 60-х по 90-е годы почти вдвое. Сейчас в этих странах с помощью не тарифных методов регулируется примерно 15 импорта.[592]
Т.о., классическим методом регулирования внешнеторговой политики явл-я таможенные тарифы, к.е по характеру своего действия относятся к экономическим методам, регулирования внешней торговли. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, к.ми обладают Т при импорте, а в отдельных случаях при экспорте. Взимая таможенные пошлины при импорте, что явл-я разновидностью налогообложения, гос-во создаёт предпосылки для роста цен на иностранные Т, снижая тем самым их конкурентно способность. Взимая таможенные пошлины при экспорте Т, гос-во сдерживает вывоз из страны тех из них, на к.е не удовлетворён спрос среди собственных потребителей, либо вывоз к.х по каким-либо причинам явл-я нежелательным. Важнейшая функция таможенных тарифов – защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Таможенные тарифы явл-ся многоколонными то есть один и тот же Т м-ет облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны прохождения. Основы таможенного регулирования составляют таможенные пошлины.

23) М/ународное движ-е кап-ла. Сущность, причины и формы вывоза кап-ла. М/ународное движ-е кап-ла оказывает огромное влияние на мировую экономику. Это проявл-я, прежде всего, в том, что м/ународный трансферт кап-ла способствует росту мировой эк-ки. Это связано с тем, что страна обеспеченная кап-лом или кап-лоемкими Тми м-ет наладить пр-во за рубежом путем инвестиционых вложений. Получить больший эк-ий эффект, чем в результате внешней торговли. Обуславливается это тем, что в стране, принимающей кап-л, м.б. более дешевая рабочая сила, сырьё или более благоприятных инв-й климат, такой как наличие свободных эк-х зон или низкие экологические стандарты. 1м из характерных явлений современной мировой эк-ки явл-я увеличение масштабов миграции кап-ла м/у странами. М/ународный рынок кап-ла выступает важным элементом эк-ки, обеспечивающим движ-е финансовых ресурсов. Перемещение ф-ров пр-ва из стран, избыточно наделенных относительно недорогими ф-рами пр-ва, в страны, где они относительно дефицитны и дороги, ведет к выравниванию цен на ф-ры пр-ва, то есть к повышению благосостояния участвующих в этом обмене стран. М/ународное движ-е кап-ла занимает ведущее место в м/ународных эк-х отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику: - способствует росту мировой эк-ки; - углубляет м/ународное разделение труда и м/ународное сотрудничество; - увеличивает Vы взаимного Тообмена м/у странами, в том числе промежуточными Тми, м/у филиалами м/ународной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли. Осн-ми субъектами мирового рынка кап-лов явл-ся частный бизнес, государства, а также м/ународные финансовые организации (Мировой банк, М/ународный Валютный Фонд). Причины вывоза кап-ла Основной причиной и предпосылкой вывоза кап-ла явл-я относительный избыток кап-ла в данной стране. Возникает несовпадение м/у спросом на кап-л и его предлож-ем в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения >й предпринимательской Р или процента он переводится за границу. Причинами вывоза кап-ла также м.б.: наличие возм-ости монополизировать местный рынок принимающей стороны; наличие в странах, принимающих кап-л, более дешевого сырья и рабочей силы; стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте; более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты; наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране. Особенностью движения кап-ла на современном этапе явл-я включение все >го числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных кап-ловложений. Если раньше отдельные страны являлись либо импортерами кап-ла, либо экспортерами кап-ла, то в настоящее время большинство стран одновременно ввозят и вывозят кап-л.

24) Динамика и стр-ра иностранных инвестиций в РФ. Инв-й климатв Рос и необходимость его улучшения

У современной Рос имеется целый ряд ф-ров, способс­твующих приходу в страну иностранного кап-ла:

• огромные запасы природных ресурсов;

• еще сохранившийся научно-технический и производствен­ный потенциал (прежде всего у предприятий оборонно-промышленного комплекса);

• кадровый потенциал;

• потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны;

• отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;

• перспективы эк-ого роста, связанные с реформи­рованием эк-ки Рос.

Однако есть и ф-ры, сдерживающие приход иностранного кап-ла в Россию:

• относительная неразвитость транспортной инфраструкту­ры и инфраструктуры связи;

• устаревший производственный аппарат во многих отраслях эк-ки страны (со значительным физическим и мо­ральным износом);

• «утяжеленность» структуры эк-ки, где сохраняется высоким удельный вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости совре­менных отраслей перерабатывающей промышленности;

• сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес оборонно-промышленного комплекса в структуре эк-ки страны;

• низкий уровень развития сельскохозяйственного пр-ва;

• высокий уровень коррупции.

Инв-й климат в Рос и во всех странах с рыночной экономикой определяет множество ф-ров: эк-ие, политические, социальные, финансовые, географические, правовые. От них зависит привлекательность страны или конкретно взятого региона для инвесторов, к.е их внимательно оценивают при вложении денег. Инв-й климат – это место, где происходят все инвестиционные процессы и это понятие приемлемо для стран с рыночной экономикой. Он бывает благоприятным либо неблагоприятным. Благоприятный – где инвестор чувствует себя свободно, где он м-ет активно работать, свободно и без риска привлекать дополнительные ресурсы. Неблагоприятный несет множество рисков, присутствует утечка кап-ла, что приводит к уменьшению инвестиционной деят-ти. Существует две причины, влияющие на инв-й климат в Рос и других странах: объективные, к ним следует отнести климатические условия, географическое положение, наличие энергоресурсов, географию места инвестиций; субъективные (это чисто человеческий ф-р). Инв-й климат страны напрямую связан с политикой государства в этом направлении, от эк-х и организационных мер по управлению в стране в целом и на местах. Инв-й климат Рос постепенно улучшается, правительство приняло много положительных решений, подкрепленных на з-нодательном уровне. Всем понятна необходимость ухода от нефтяной зависимости и улучшения диверсификации эк-ки. Существует потребность привлечения не только внешних, но и внутренних инвестиций. Особенно ощутима такая потребность в азиатских регионах страны. Восточные регионы должны улучшать инв-й климат Рос. Об этом неоднократно упоминает Владимир Путин на форумах. Дми3й Медведев для этого предлагает на Дальнем Востоке создать инв-й режим и дифференцирование налогов. Также он внес предлож-е о создании инвестиционного фонда этого района, это улучшит инв-й климат Дальнего Востока. В мировой эк-ке заметно снижение развития, об этом говорят все эксперты. Но Россия находится в лидирующей части списка по макроэкономическим показателям. Положительно повлияло вступление страны в ВТО, этот факт позволит увеличить инв-й климат в Рос. В это время в Москве идет активное обсуждение создания «М/ународного финансового центра». Поставлена трудная, но нужная задача – со 120-го. места привлекательности для инвесторов подняться к 20-му., причем в течение 2-3 лет. Это говорит о стремлении прав-ва в кратчайшие сроки улучшить инв-й климат в Рос. Но вводить в Россию инвестиции остается делом довольно рискованным. Технический аппарат устарел, даже мощный научный потенциал не сильно привлекает инвесторов. Российская экономика развивается крайне медленно, требуется активно действовать и улучшать инвестиционную политику страны.- Инв-й климат на сегодняшний день говорит о снижении доверия граждан государству, что уменьшает внутренние инвестиции. Инфляция и нестабильность в политике тоже неблагоприятно сказываются на этом. Следует уделить особое внимание первоочередным мерам: понимание правящих структур с партиям и общественными организациями; устранение коррупции и преступности; снижение инфляции; усовершенствование нал-й базы; принять з-н о банкротстве; предоставить льготы инвесторам.- Анализ структуры и динамики инвестиций

Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими ф-рами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ.

Динамика поступлений иностранных инвестиций показывает, что иностранцев в настоящее время привлекает политическая и эк-ая стабильность Рос, а также повыш-е ее долгосрочного кредитного рейтинга. Нек.е эксперты считают, что Россия сейчас гораздо лучше других развивающихся рынков перенесет вполне возможную нестабильность в США.

В данной главе рассмо3м и проанализируем структуру и динамику иностранных инвестиций в целом и прямых иностранных инвестиций в частности.

По состоянию на конец 2012 г. накопленный иностр кап-л в эк-ке Рос составил 362,4 млрд. долларов США, что на 4,4% > по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном кап-ле приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 60,1% (на конец 2011 г. - 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных - 2,4% (2,8%).

В 2012 г. в экономику Рос поступило 154,6 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году.

V погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 136,6 млрд. долларов, или на 17,3% меньше, чем в 2011 году.

Поступление иностранных инвестиций в Россию в 2012 году сокращается. В первом полугодии в экономику Рос поступило 74,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 14,7% меньше, чем в первом полугодии 2011 года.

Приток ПИИ вырос на 8% и составил 7,598 млрд. долл. - это 10,2% от общего V поступлений. Наиболее значительно среди видов прямых инвестиций наблюдается рост взносов в кап-л, рост на 28,9% к уровню 2011 года. По итогам первого полугодия 2012 года происходит спад кредитов от зарубежных совладельцев организаций (в 2011 году наблюдался рост этого показателя на 62,2% по отношению к ан-гичному периоду 2010 года). V прочих прямых инвестиций остается практически неизменным (табл. 2).

Произошел высокий рост портфельных инвестиций. За первое полугодие 2012 г. они выросли практически в 5 раз и составили 1,19 млрд. долл., за ан-гичный период 2011 г. - 0,24 млрд. долл. Абсолютным лидером по динамике среди видов портфельных инвестиций стали акции и паи, составив 1,104 млрд. долл. (рост в 7,4 раза к уровню показателя первого квартала 2011 г.). Наблюдается спад прочих инвестиций, показатель снизился на 17,9% и составил 65,99 млрд. долл. (В первом полугодии 2011 года показатель прочих иностранных инвестиций вырос в 3,3 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года).

Накопленный иностр кап-л в эк-ке Рос в первом полугодии составил 334,7 млрд. долл., это на 6,2% >, чем за ан-гичный период прошлого года

25) м/ународные валютные отношения как форма м/ународных эк-х отношений. Валютные рынки.

Одной из наиболее динамичных форм м/ународных эк-х отношений явл-ся м/ународные валют­ные отношения, к.е возникают при использовании де­нег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид эк-х отношений. В подавляющем большин­стве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деят-ти и связанные с этим м/ународные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным еди­ницам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах границ стра­ны, в к.й они имеют хождение, они остаются нацио­нальными денежными единицами. Когда же в силу различных обстоятельств они выходит за национальные гра­ницы, то приобретают новое качество - становятся валютой. Использование денежных единиц в различных сферах явл-я причиной многозначности термина "валюта", которым обозначаются:

• денежные единицы данной страны;

• денежные знаки иностранных государств;

• м/ународные счетные валютные единицы (специ­альные права заимствования СДР, европейская вал-я единица ЭКЮ).

Для российского гражданина понятие "валюта" психо­логически связано не с рублем, а с денежными единицами других стран, такими, как американский доллар, немецкая марка, японская иена и др. М/у тем, для жителей других государств рубль также явл-я иностранной валютой.

Хотя валютные отношения вызваны к жизни прежде всего развитием м/ународной торговли (перемещением через национальные границы Т и У), а также м/ународным движ-ем кап-ла, они обладают относитель­ной самостоятельностью, к.я в условиях глобальной эк-ки имеет тенденцию к возрастанию. Воздействие валютных отношений на воспр-во становится все бо­лее осязаемым.

В значительной степени это явл-я результатом даль­нейшей интернационализации хозяйственной жизни, углуб­ления интеграционных тенденций в различных регионах земного шара, существенного повышения роли внешних ф-ров в национальном воспроизводственном процессе, огром­ного увеличения Vов мировой торговли валютой, появления и быстрого распространения новых финансовых инструментов.

Валютный курс. Национальные денежные единицы приравниваются друг к другу в определенных пропорциях. Соотношение м/у двумя валютами, своеобразная "цена" одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, которое устанавливается в з-нодательном поряд­ке или складывается на рынке под влиянием спроса и предлож-я, называется валютным курсом.

Курс национальной валюты м-ет выражаться в денеж­ной единице другой страны, том или ином наборе валют ("ва­лютной корзине") или в м/ународных счетных единицах.

Формирование валютного курса испытывает на себе воз­действие многочисленных ф-ров. Общей его основой явл-я покупательная способность валюты, в к.й отражаются средние национальные уровни цен на Т, Уи, инвестиции. Однако его конкретная величина зави­сит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процент­ных ставок, состояния платежного баланса. Большое влияние на валютный курс оказывает деятельность валютных спеку­лянтов и валютные интервенции (вмешательство централь­ного банка в операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение такого ф-ра, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожидания тех или иных изменений в эк-й политике страны. В усло­виях переходной эк-ки Рос для формирования ва­лютного курса имеет значение и неодинаковая вовлеченность различных сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.

Различаются номинальный и реальный валютный курс. Номинальный курс - это определенная конкретная "цена" национальной валюты при обмене на иностранную, и наобо­рот. Публикуемые ежедневно в печати курсы валют явл-ся, если не оговорено особо, номинальными. Так, 18 октября 1996 г. официальный (номинальный) курс российского руб­ля по отношению к доллару составил 5434 рубля за 1 дол­лар. Реальный валютный курс рассчитывается умножением номинального курса на соотношение уровней цен в двух стра­нах. М-о также рассчитать реальный валютный курс на базе средних цен в странах, являющихся осн-ми торго­выми партнерами данного государства. В этом случае реаль­ный валютный курс будет в известной мере показателем конкурентоспособности национальных Т по отношению к импортным.

Валютный курс оказывает большое воздействие на м/ународные эк-ие отношения. Во1х, он позволяет производителям данной страны сравнивать издержки пр-ва Т с ценами мирового рынка. Тем самым он явл-я 1м из ориентиров при осуществлении внеш­неэк-х связей, позволяет прогнозировать финан­совые резул-ы эк-й деят-ти. Во2х, уровень валютного курса непосредственно влияет на эк-кое положение страны, что проявл-я, в частности, В состоянии ее платежного баланса. В-3х, валютный курс влияет на перераспределение мирового валового про­дукта м/у странами.

Именно поэтому в этой сфере сталкиваются интересы различных государств и периодически возникают конфлик­ты, что требует принятия соответствующих решений на го­сударственном и межгосударственном уровнях, направленных на сглаживание остроты противоречий и разгногласий.

В неразвитой форме обмен одной национальной денеж­ной единицы на денежную единицу другой страны существо­вал несколько столетий в виде меняльного дела, однако в развитой эк-ке обмен валют происходит на валютных рынках (Глава 13). В конце XX столетия V ежедневной торговли валютой превысил 1,2 трлн. долларов. Разумеется, столь большой V не м.б. объяснен только потреб­ностями м/ународной торговли и движения инвестиций. Большое значение имеет вал-я спекуляция, то есть же­лание заработать Р на правильно угаданном будущем движении валютного курса. Р или убытки могут со­ставлять сотни миллионов долларов.

Вал-я система. Формирование устойчивых отно­шений по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление исторически привели к формированию сначала национальных, а затем и мировой валютных систем. Поэто­му валютную систему м-о рассма3вать с двух сторон: во1х, она явл-я объективной реальностью, к.я возникает с углублением эк-х связей м/у стра­нами; с другой стороны, эта объективная реальность осозна­ется и закрепляется в правовых нормах, институтах, м/ународных соглашениях. Именно в этом смысле м-о говорить о создании валютной системы как о целенаправ­ленной деят-ти.

Т.о., валютную систему м-о определить как совокупность эк-х отношений, связанных с функ­ционированием валюты, и форм их организации.

Вал-я система как национальная, так и мировая со­стоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависи­мостей. Основой ее явл-я валюта: в национальной системе таковой служит национальная, в мировой - резервные валю­ты, выполняющие F-и м/ународного платежного и резервного средства, а также м/ународные счетные валют­ные единицы. Весьма важна для характеристики системы степень конвертируемости валюты, то есть степень свободы ее обмена на иностранную. С этой точки зрения различаются свободно конвертируемые (свободно используемые валюты), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Степень конвертируемости определяется наличием или отсутствием валютных ограничений, к.е выступа­ют как эк-ие, правовые и организационные меры, регламентирующие операции с национальной и иностранны­ми валютами. В настоящее время лишь валюты ведущих. Промышленно развитых стран явл-ся полностью конвер­гируемыми, в большинстве же стран существуют те или иные ограничения. Россия уже достигла конвертируемости рубля во текущим операциям, хотя сохраняются нек.е огра­ничения. Полная же конвертируемость рубля возможна лишь при глубокой структурной перестройке эк-ки страны.

Национальная валюта обменивается на иностранную ва­люту другой страны иностранную по паритету - определен­ному соотношению, устанавливаемому в з-нодательном порядке. Для функционирования валютной системы важен режим валютного курса. Существуют два полярных режи­ма: фиксированный (в ряде случаев допускающий колебания в узких рамках) и свободно плавающий (складывающийся под влиянием спроса и предлож-я), а также их разл-е сочетания и разновидности.

Валютные системы включают в себя также такие эле­менты, как режим валютного рынка и рынка золота. Необ­ходимым элементом явл-ся регулирование м/ународной валютной ликвидности, под к.й понимается наличие платежных средств, приемлемых для погашения м/уна­родных обяз-в, регламентация м/ународных расче­тов.

Наконец, 1м из элементов валютной системы явл-ся органы регулирования, контроля и управления, роль к.х играют соответственно национальные или межгос. организации.

М/ународные вал.фин.и кредитные отношения — составная часть и одна из сложных сфер рыночной эк-ки. В этом разделе рассма3ваются осн-е категории и структурные принципы мировой и национальной валютных систем, изучаются традиции в организации м/ународных валютных, кредитных и расчетно-платежных операций, освещаются осн-е формы и методы валютной политики. Особое внимание уделяется валютно-финансовым и платежным условиям внешнеторговых контрактов, традиционным и современным формам кредитования м/ународной торговли. В каждой теме читатель найдет специальный раздел, посвященный валютно-кредитным и финансовым отношениям Рос. Валютным рынком называется система эк-х отношений м/у банками, а также м/у банками и их клиентами по поводу купли-продажи иностранной валюты.

Иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, к.е находятся в обращении и явл-ся з-нным платежным средством соответствующего иностранного государства.

Безналичная иностранная валюта — средства в виде записей на банковских счетах в денежных единицах иностранного государства.

Сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются, во1х, м/у двумя уполномоченными банками (это значит, что ЦБ выдал им лицензию на проведение банковских операций в иностранной валюте), во2х, клиентами банка, вступая во взаимоотношения с ним (банком).

Запрещено проводить операции по купле-продаже иностранной валюты минуя банки.

Исходя из юридического статуса участников валютного рынка, как банков, так и клиентов, различают резидентов и нерезидентов.

Резиденты — это физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, и юридические лица, созданные в соответствии с з-нодательством РФ и находящиеся на территории РФ.

Нерезиденты — это физические лица, постоянно проживающие за рубежом, и юридические лица, созданные в соответствии с з-нодательством иностранного государства и находящиеся на его территории.

Валютный рынок функционирует в двух сферах:

сделки совершаются на валютной бирже;

сделки по купле-продаже иностранной валюты совершаются на межбанковском валютном рынке, когда банки вступают в взаимоотношения минуя биржу.

F-и валютного рынка показывают значение валютного рынка для эк-ки:

обслуживание м/ународного оборота (платежи) Т, работ, У;

валютный рынок формирует валютный курс под влиянием спроса и предлож-я;

валютный рынок выступает как инструмент государства (ЦБ РФ) для проведения денежно-кредитной политики;

валютный рынок выступает как механизм для защиты субъектов эк-ки от валютных рисков и спекулятивных сделок.

Мировой валютный рынок

Валюта — это денежные средства иностранных государств, национальные денежные средства, обслуживающие м/ународные операции, а также межнациональные расчетные денежные единицы.

Для обозначения всех в совокупности иностранных для данного государства денежных и расчетных единиц применяется термин «иностранная валюта». Термин «валюта» не всегда используется в правовых док-тах. Поэтому национальное з-нодательство многих стран вводит термин «валютные ценности». Этот термин включает иностранную валюту в наличной и безналичной форме, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, в стандартных слитках). Обращение всех форм валютных ценностей регулируется валютным з-нодательством.

Валютное з-нодательство — это система национальных гос-х з-нов об обращении, обмене, ввозе-вывозе иностранной валюты.

Валютные операции — это сделки с иностранной валютой на территории данной страны и за рубежом.

Термин «валютные операции» используется для обозначения всей совокупности сделок, при к.х происходит изменение права собственности на валютные ценности. Необходимость в стандартизированной инфраструктуре, обеспечивающей обращение валютных ценностей, приводит к созданию валютных рынков.

Валютный рынок — это место, где осуществляется купля-продажа иностранной валюты.

Мировой валютный рынок — это особый, организационно оформленный механизм, обслуживающий и регулирующий отношения по переходу права собственности на валютные ценности на основе з-на спроса и предлож-я.

Особенности мирового валютного рынка как отдельной структуры:

существование организационного механизма, обеспечивающего выполнение валютных операций. Этот механизм включает финансовую инфраструктуру (банки, биржи, брокерские компании) и принципы поведения участников мирового валютного рынка, зафиксированные в нормативных актах и правилах деят-ти;

особенность мирового валютного рынка состоит в его способности обслуживать м/ународную торговлю,м/ународное движ-е кап-ла;

функционирование мирового валютного рынка основано на фундаментальных рыночных з-нах спроса и предлож-я. На мировом валютном рынке валюты разных стран становятся объектами м/ународной рыночной оценки.

F-и валютного рынка

F-и — это практическое проявление эк-й сущности мирового валютного рынка.

Осн-е F-и мирового валютного рынка: коммерческая, ценностная, информационная, регулирующая, спекулятивная.

Коммерческая функция — это обеспечение участков рынка иностранной и национальной валютой.

Ценностная функция — установление такого уровня валютного курса, при котором мировой валютный рынок и эк-ая система в целом будут находиться в равновесии.

Информационная функция — обеспечение участников валютного рынка информацией о его функционировании.

Регулирующая функция — организация мирового валютного рынка в соответствии с национальными и м/ународными з-нами.

Валютный риск

Валютный риск — это риск валютных потерь в ходе операции купли-продажи валют.

Проведение валютных операций всегда связано с риском потерь. Для защиты (страхования) от валютных потерь в операциях купли-продажи иностранных валют применяют систему хеджирования, к.я представляет собой разнообразные методы и приемы страхования рисков валютных потерь. Мировому валютному рынку присуща также спекулятивная функция, так как на этом рынке совершается ряд системно организованных спекулятивных операций на движениях валютного курса. Спекулятивная и страховая F-и (хеджирование) тесно связаны и представляют собой две стороны одного явления — мирового валютного рынка.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Место валютного рынка в системе национального финансового рынка

Валютный рынок — один из важнейших сегментов национального финансового рынка.

Место валютного рынка в национальной эк-кем.б. представлено следующим образом (рис. 79):

Рис. 79 Место валютного рынка в национальной эк-ке

где 1 — кредиты и депозиты предприятий; 2 — заработная плата и потребление; 3 — валютные сбережения насел-я; 4 — экспорт и импорт; 5 — экспорт и импорт, денежная составляющая; 6 — кредиты и депозиты насел-я; 7 — привлечение и размещение кредитов; 8 — приобретение ценных бумаг; 9 — инвестиции в иностранную валюту; 10 — привлечение и размещение кап-ла.

Стр-ра валютного рынка

Мировой валютный рынок — сложная система, состоящая из множества элементов, к.е классифицируются по ряду признаков.

По месту проведения различают биржевой и внебиржевой секторы валютного рынка. Биржевой валютный рынок — это торговля валютой на специально организованных валютных биржах. На внебиржевом рынке торговля валютой ведется в основном м/у коммерческими банками.

В зависимости от формы расчетов различают наличный и безналичный секторы валютного рынка.

В зависимости от срока проведения операций различают текущий и срочный валютный рынок.

В реальной практике мировой валютный рынок классифицируется следующим образом: биржевой, внебиржевой, срочный и текущий. Формирование национального валютного рынка, как правило, начинается с валютной биржи. Наиболее Vным сектором валютной биржи явл-я срочный валютный рынок. Срочный рынок делится на фьючерсный и форвардный (табл. 4).

Таблица 4 Отличия фьючерсного и форвардного валютных рынков

Осн-е характеристики Фьючерсный рынок Форвардный рынок
Контрагенты валютных операций Продавец — расчетная палата; покупатель — биржа Продавец-покупатель — коммерческие банки
Размер и срок исполнения валютного контракта Стандартные Определяются в индивидуальном порядке
Ценообразование На основе движения биржевых котировок Свободное соглашение
Реальная поставка валюты Нет Есть
Доступность Без ограничений, но через брокеров Ограничена кругом клиентов банка
Гарантии Резервный депозит Устанавливается в индивидуальном порядке
Информационная прозрачность Высока Ограничена

Участники валютного рынка

Участники мирового валютного рынка — юридические и физические лица, совершающие операции на мировом валютном рынке.

По целям участия в операциях на мировом валютном рынке участники этого рынка поделены на пять групп: предприниматели, хеджеры, спекулянты, посредники и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: