Младограмматическая школа в языкознании

В 70-80гг 19 века в Германии оформляется новое направление, представители которого выступают с критикой компаративистов (Гумбольдта, Шлейхера, Боппа, Гримма). Представителей нового направления называли младограмматистами. Особую популярность приобрело лейпцигское направление (школа), в которую входили Бругман, Остхоф, Дельбрюк и др. Наиболее ярким выразителем их идей был Пауль («Принципы истории языка»). Их не устраивал философский подход, который существовал в сознании компаративистов. Они утверждали, что язык ближе к земле, истории. Основа концепции младограмматистов – принцип историзма. Языкознание, по мнению Пауля, - наука культурно-историческая, общественная. Он говорит, что лишь общество создаёт культуру. Задача языкознания – показать, как протекают взаимодействия индивида с обществом, младшего поколения со старшим. Пауль считает, что в основе языковых процессов лежит психическое состояние человека, т.е. комплекс индивидуальных представлений, следовательно, существует только индивидуальная психология, этнопсихологий быть не может (Гумбольдт – наоборот). Психология – это главная база культурно-исторической науки. Пауль исключает существование общего духа, коллективной психологии. Он воспринимает язык как индивидуальную реальность. Он утверждает, что на свете столько языков, сколько отдельных индивидов. Если язык претерпевает какие-либо изменения, то они исходят исключительно от индивида. Им впервые вводится понятие «подсознание». Индивидуальность языка определяет только психологизм, по Паулю, отсюда его индивидуально-психологическая концепция, в которой различаются две сферы психики: 1) сфера сознания (говорение, слышание, языковые образования, всплывающие в процессе говорения) и 2) сфера бессознательного ( все языковые средства, которые использует говорящий, хранятся в сфере бессознательного в виде сложнейших психических образований).

Младограмматисты пытались ответить на вопрос, где и как хранится полученная человеком информация. Понимая, что индивид не развивается обособленно от общества, Пауль тем не менее утверждает, что есть индивидуальные языки и пытается объяснить это через коммуникативную сторону языка. В связи с данным ими вводится понятие «узуса». Описание этого понятия – сверхзадача для младограмматистов.

Пауль говорил: «Сравнение отдельных языковых организмов позволяет выявить нечто среднее, на основе чего определяются существующие в языке нормы употребления, языковой узус». Узус – абстрактная норма коммуникативных отношений, норма, позволяющая общаться (т.е минимальный набор языковых единиц (видимо, представителей одной языковой группы), позволяющий собеседникам понять друг друга). Чтобы существовала норма, нужна среда, т.е. общество – в этом заключается противоречие во взглядах младограмматистов, утверждавших существование индивидуальных языков.

Современное языкознание отмечает недостатки такой концепции: 1) учитывается общий характер языка, но не замечаются социальные обусловленности; 2) непонятно, как психологически обусловленная речевая деятельность индивида влияет на исторический процесс развития языка.

Младограмматисты заложили основы научной теории о психологической базе синтаксиса. За основу Пауль берёт теорию Гербардта (немецкий психолог, философ, педагог), который считает представления основным психологическим феноменом, а ассоциации – основным психологическим процессом. Гербардт утверждал, что сфера бессознательного не познаваема. В связи с этим Пауль даёт определение предложению: «Предложение является выражением, символом того, что в психике говорящего произошло соединение групп представлений, а также средством возбуждения в психике слушателя такого же соединения тех же самых представлений». Данное означает следующее: предложение только тогда является предложением, когда в нём есть грамматическая основа. Она обязательно должна быть двучленной – должны присутствовать подлежащее и сказуемое. В грамматической категории заложен психологический компонент. Пауль выделяет психологизм подлежащего и психологизм сказуемого. Психологизм подлежащего – совокупность представлений, которые с самого начала имеются у говорящего (т.е. всё то, что говорящему известно). Психологизм сказуемого – совокупность представлений, которая будет присоединена к психологизму подлежащего и содержать что-то новое.

Младограмматисты также говорили об изменении значения слова. Пауль писал, что следует различать окказиональные и узуальные значения слова. Узуально значимое слово внеконтекстно, а окказиональное конкретизировано индивидуальным речевым актом. Причину неустойчивости значений слов Пауль видел в неустойчивости психики человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: