(продолжение предыдущего материала)
В основе деления – речевая деятельность в целом. Существует «некий феномен – речевая деятельность», внутри которой выяленяется язык и речь. Речевая деятельность (Р.Д.) выступает как свойство, присущее человеку вообще. Язык – определённая часть речевой деятельности человека.
«Язык для нас – это речевая деятельность минус сама речь».
Основное отличие между языком и речью С. видел в том, что язык – явление социальное, а речь- индивидуальное. Язык – социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создать язык, ни изменить его. Язык усваивается каждым индивидом уже в готовом виде. С. признавал психологизм природы языка. Это позволило ему определить понятие «речь»: индивидуальный акт воли и понимания. В речи следует различать 1) комбинации, при помощи которых говорящий пользуется правилами, законами, чтобы выразить свою мысль, и 2) акты говорения, которые необходимы для реализации этих комбинаций. В речи нет ничего коллективного, она всегда индивидуальна и мгновенна.
Язык и речь взаимопредполагают друг друга. Язык необходим, чтобы речь была понятна, речь – чтобы установился язык. Исторически речь предшествует языку. Несмотря на их близость, «это две вещи, совершено различные». Почему? Потому что:
- язык – продукт социальный, речь – индивидуальный;
- язык воспринимается таким, каким он завещан предшествующими поколениями;
- язык не есть функция говорящего субъекта, он – продукт, «пассивно регистрируемый индивидом»;
- речь – индивидуальный акт воли и понимания;
- язык потенциально существует в каждом мозгу в виде грамматической системы, а реализацией этих понятийных возможностей является речь;
- язык отличается от речи как существенное от побочного и случайного (под существенным С. понимал закреплённые языковой практикой языковые нормы, а побочным и случайным – индивидуальные колебания, отклонения от нормы;
- в языке есть только норма, а в речи могут быть отступления (например, диалектизмы).
Заслуга С. заключается в том, что он определил внутренние противоречия в речи, обозначил их. Наши учёные считали, что С. был непоследовательным, т.к. не заметил органичной связи между языком и речью. Противопоставление языка как продукта социального, а речи как индивидуального факта не является верным, т.к. противоположности были установлены, а связи – нет.
Язык – средство общения, по С., и этим определяется его социальный характер. Развитие языка обусловлено развитием общества, язык обслуживает нужды общества. Индивидуальная речь не может существовать в отрыве от языка. Речь – реализация языка (в устной и письменной, диалогической и монологической формах).
Язык и речь не только различны, но и немыслимы друг без друга.