1.Пилотажный этап(обязателен). Цель данного этапа - отработка, усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной кондиции.
Последовательность пилотажного исследования:
• коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;
• размножение первого варианта инструментария;
• подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария; определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий; апробация инструментов в этих группах;
• коллективное подведение итогов пилотажа;
• внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;
• тиражирование итогового инструментария.
2. Разработка плана полевого исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.
Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирования, тестирований, наблюдений - практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Задачи полевого исследования:
|
|
. • оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации (важен кач.подбор интерв.);
• учет проделанной ими работы;
• прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;
• кодирование полученной информации;
• хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны; проведение контрольных (повторных) обследований;
• оперативная помощь исполнителям;
• ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;
• систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно- территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.
Следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования., В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.