Содержание завершающего этапа зависит от формы организации исследования и вида отчета. Если исследование проводилось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации на соискание ученой степени, б) публикации научной монографии или статей, в) доклада на каком-либо собрании социологов (конференции, симпозиума, конгресса и т.п.).
Отчеты Плановых госбюджет.исследований включают:
• исследовательскую программу;
• описание всех операций и процедур и каждом этапе исследования;
• все выводы и рекомендации;
• обширные приложения (образцы всех инструментов, итоговые таблицы, схемы, графики и т.п.).
При этом отчет оформляется в полном соответствии с требованиями ГОСТа к оформлению научных работ.
Отчеты за заказное исследование ( определяется договором на его проведение)бывают:
• по полной форме (что бывает крайне редко),
• в виде аналитической записки, содержащей выводы и рекомендации (что бывает чаще всего),
• в любой иной форме, находящейся между двумя вышеназванными.
|
|
Проблемы, которые чаще всего возникают в связи с приемом-сдачей отчетов о социологических исследованиях:
Соблюдение конфиденциального характера содержащейся в отчетах информации.
Проблема собственности на социологическую информацию
Выводы исследователей призваны:
1. доказать истинность или ложность рабочих гипотез;
2. дать решение (желательно, однозначное и максимально четкое) поставленных в исследовательской программе задач;
3. зафиксировать гипотезы, которые не поддались проверке, и нерешенные в этой связи задачи, естественно, в случаях, когда это имело место (отрицательный результат в науке - тоже научный факт).
Выводы социологов дифференцируются на оценочные и прогнозные. Первые связаны с оценкой состояния изучаемого объекта, его явлений и процессов в период исследования. Вторые - с предвидением дальнейшей судьбы объекта, его будущими переменами.
Теоретические и практические рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. Необходимо довести рекомендации до сведения коллектива работников изучаемого объекта посредством СМИ.
Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность; выполнимость; материальная и организационная обеспеченность; реалистичность, адресность, системность
Тема 51. Выборка в социологическом исследовании, практические аспекты. Планирование и организация выборки
Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально - демографическим признакам структуру изучаемого объекта.
|
|
Генеральная совокупность(ГС)- все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами. Пространственные и временные границы генеральной совокупности должны быть строго оговорены в каждом исследовании.
Сплошное обследование - социологическое исследование, охватывающее все без исключения социальные объекты, образующие генеральную совокупность. Основной пример - переписи населения. Такое исследование может быть и более локальным, если генеральная совокупность описана в более узких пространственных границах, например, исследование, проводимое на каком-либо предприятии. Однако эмпирические социологические исследования чаще всего не являются сплошными.
Выборочная совокупность(ВС) - часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения.
Основная задача выборки состоит в том, чтобы опросить как можно меньше людей, и при этом получить максимально надежные результаты, с той точностью, с которой это требует задача исследования. Минимизация выборки позволяет не только сделать исследование дешевле; она дает также возможность более тщательно работать с каждым респондентом, использовать более квалифицированных интервьюеров или анкетеров, наконец, что немаловажно, проводить исследования в более сжатые сроки. Объем выборочной совокупности, схема выборки и способ отбора респондентов зависят от:
• Задачи исследования.
• Специфика объекта исследования.
• Ресурсы времени, денег и квалифицированной рабочей силы,находящиеся в распоряжении исследователя.
• Степень точности результата, на которую рассчитывает заказчик.
Практические аспекты Планирования и организации выборки: