Методические процедуры проведения Ф.г. 3 основных этапа

1) подготовительный: определяется цель, объект и предмет исследования, подготовка исследовательской команды, определяется количество Ф.г., их размер, степень формализованности, составляется план дискуссии (сценарий/гайд), выбираются темы, их число, а также место проведения.

2) собственно полевые работы и первичная обработка результатов.

3) анализ данных, включающий расшифровку аудио- и видеозаписи, написание отчета и представлением результатов.

В идеале Ф.Г. проводятся в специально оборудованном помещении, которое состоит, как минимум, из двух комнат, отделенных друг от друга полупрозрачным односторонним зеркалом. В одной комнате проходит сама дискуссия, которая обязательно должна фиксироваться на аудио- и видеокассеты. В другой комнате могут присутствовать наблюдатели. Количество участников группы - от 6 до 12 человек. Все будущие участники Ф.г. должны быть знакомы с обсуждаемой темой. Ведет групповое интервью модератор профессиональный исследователь, который должен обладать определенными навыками работы с людьми, уметь расположить их к себе, быть нейтральным. Продолжительность Ф.г. определяется в зависимости от цели исследования и колеблется между 1,5-3,5 часами.

Способы отбора участников:

1) случайный отбор по имеющимся в базах данных спискам;

2) «снежный ком» - отбор людей, соответствующих заданным критериям по информации, предоставляемой людьми о своих знакомых;

3) стихийный отбор с использованием экспресс-интервью и анкетирования для выбора наиболее подходящих респондентов.

Методы анализа данных Ф.г.

1) контент-анализ (анализ содержания) стенографических записей групповой дискуссии

2) лингвистический анализ (анализ беседы, анализ интеракции)

3) анализ видеоданных (видны невербальные реакции участников группы)

4) дискурс-анализ (исследователь должен быть внимателен ко всем факторам, опосредующим процесс общения, учитывать несоответствие между действиями и словами и оценивать влияние на группу извне. Для превращения в текст дискурс должен быть отделен от специфического речевого события и его автора).

5) метод межгрупповых сравнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: