Подводя итог проделанной работе по сравнению Корана и Библии в мировоззренческом аспекте можно заключить, что:
- Многие основные положения христианского вероучения впитали в себя доминирующие идеи античного мировоззрения. Это особенно наглядно проявляется в учении о трёхипостасности Божественной личности, в которой, несомненно, прослеживаются параллели с плотиновским учением об эманации, а также с учением о Христе-логосе, в котором очевидны параллели с логосом известным античному миру со времён Гераклита. Всё это подтверждает мысль о том, что мировоззрение основанное на иудейском монотеизме не могло развиваться и глобализироваться в Европе без признания культурных и философских идей, которые укоренились на этом континенте, на протяжении целого тысячелетия. Христианские мыслители древности не могли не считаться с этим и поэтому проделали титаническую работу для совмещения двух диаметрально противоположных мировоззрений.
- Специфичной чертой мусульманского мировоззрения является его неповторимость и уникальность. Ни в одном религиозном постулате Ислама не прослеживается никаких параллелей с или заимствований из других философских или религиозных систем. Основной причиной этого явилось то обстоятельство, что изначально Аравийский полуостров родина Ислама, никогда не был подвержен культурному и политическому влиянию чужеземцев.
- Проповедь Корана Мухаммадом и становление Ислама, который был основан на традициях древнейшего семитического монотеизма, является идеологией утверждения Божественных законов и моральных ценностей, а не ценностной системой компромиссов и соглашательств c иными мировоззрениями, в отличие от христианства, которое утверждалось в чуждой иудейскому монотеизму среде и нуждалось, для самоутверждения, в поисках этно-культурных ценностей античного мира. И в последующие века ислам распространялся как господствующая идеология, доктриной которого является вера в единого Бога, которому должно подчиниться всё во вселенной. В связи с этим и в последующие века в ортодоксальном Исламе не могло быть заимствований из иных мировоззрений.
- Одной из идей фигурирующих в Коране несомненно, является преемственность древнейших семитических традиций монотеизма от времён ветхозаветных патриархов до миссии пророка Мухаммада (с.а.в.). Это преемственность, восходящая к праотцу Аврааму через его старшего сына Измаила, потомком которого являлся Мухаммад, представляется в Исламской традиции как восстановление попранных иудеями прав второй жены патриарха Агари. Лейтмотивом этой мысли является утверждение законности и закономерности появления последнего пророка человечества именно в среде арабов-измаилитов, а не в среде евреев, которые являются потомками младшего сына Авраама Исаака.
- Коран настаивает на том, что упоминания о Мухаммаде, как о завершающем пророке, имеются и в Библии. Однако согласно Исламской вере иудеи и христиане отказываются признавать это. Именно этот фактор исламская теология противопоставляет еврейской идее "богоизбранного народа". Согласно ей, не может быть "богоизбранным" народ, который ведёт своё происхождение от младшего сына праотца, в то время как семитическая традиция с древнейших времён признавала право первородства только за старшими сыновьями. Именно поэтому исламские первоисточники, признавая всех еврейских пророков и ниспосланные им божественные откровения (в их истинном виде), считают их лишь посланцами к иудейскому народу, в то время как Мухаммад, с ниспосланным ему Кораном, выступает последним и завершающим пророком, посланным Богом не к какому-либо отдельному народу (арабам), а ко всему человечеству.
- Доктрина о "богоизбранном народе" отразилась и на морально-этических постулатах Библии, согласно которым человечество поделено на две категории – иудеи и гои. Даже самый праведный из гоев должен руководствоваться только "Семью заповедями потомков Ноя", а не обязательными для иудеев заповедями, основу которых составляют заповеди Торы. Остальные же подлежат смерти. Это видно, в том числе потому, что, несмотря на этноязыковое единство в происхождении древних евреев и ханааннеев Библия говорит о последних в унизительных тонах. Оказывается, что даже своё происхождение они ведут либо от предков рождённых в результате прелюбодеяния, либо от предков изгнанных своими же отцами и братьями из родных мест. Пришедшее на смену ветхозаветным моральным ценностям, новозаветные этические ценности явились попыткой сгладить их разительную контрастность, придать им новое содержание, одухотворить их. Однако христианство так и не сумело преодолеть внутреннюю противоречивость ветхозаветной морали, так как в конечном итоге оно признало Ветхий Завет. Будущие расправы над коренным населением Америки конкистадорами, Реконкиста в Испании, крестовые походы, проходившие под христианскими знамёнами служат примерами наследования христианством двойственных стандартов в морали и этике древних евреев в отношениях между "богоизбранными" и гоями, несмотря на пропаганду им идеи непротивления злу насилием зафиксированной в Новом Завете.
- С двойными стандартами библейской морали и нечеловеческим отношением к иноверцам можно было покончить лишь отказавшись от иудео-христианского учения о "богоизбранности". Этого удалось достигнуть в Исламе, который, отказавшись от источника этого воззрения – Библии, заменил её собственными морально-нравственными принципами зафиксированными в Коране. Мусульманство выдвинуло единую этическую доктрину взамен тройственной и внутренне противоречивой библейской. Отныне между правоверными и кяфирами устанавливался новый тип отношений – Ислам запретил безнаказное убийство кяфиров, во всех случаях кроме войны, на которой разрешается убивать воюющим с мусульманами, не причиняя ущерба мирному населению. В последующие века мусульманство на деле доказало приверженность этим принципам. В мировой истории не отмечен ни один случай геноцида народов, который бы вёлся под исламскими знамёнами.
- Создание человеческого общества, где в полной мере процветали бы гуманистические принципы, а также беззаботная и безопасная жизнь с экономическим благосостоянием, с древнейших времён было мечтой многих мыслителей и государственных деятелей. Эта мысль присутствует и в вероучениях всех трёх монотеистических религий и в отличие от светских учений утверждается неизбежность наступления этого времени с приходом Мессии ставленника Бога, который, сокрушив врагов, установит своё справедливое царство. В Иудаизме личность Мессии будет известна после его пришествия. В Христианстве и Исламе это Иисус. Однако в отличие от Ислама в Христианстве Мессия обладает божественной сущностью и является ипостасью Бога. В мусульманстве же он лишён божественности и представлен как смертный человек. Принимая во внимание этот факт, представляется неверным мнение западных философов и религиоведов о том, что мессианизм присущ только Иудаизму и Христианству. В Исламе он также присутствует, но имеет свои специфические особенности.
- В отличие от светских философских учений, которые признают состояния реального жизненного бытия и небытия, в Коране и Библии описывается промежуточное состояние между ними (между жизнью и смертью). В этом состоянии будут пребывать грешники в вечных мучениях в аду.
- В новозаветной и коранической эсхатологии присутствуют моменты смыслового единства. Оба варианта развиваются в направлении постепенной деградации человечества в ходе исторического процесса, который сопровождается войнами, падением нравов, природными катаклизмами и, наконец, вселенской катастрофой, которая уничтожит мир. Эсхатология обеих религий отрицают тезис о вечности и несотворённости бытия, бытовавшее ещё со времён ранней античности. Такая направленность исторического процесса отрицает также идею совечности Бога и материи. Бог в монотеистических религиях – это не аристотелевский "перводвигатель", самосозерцающий себя и отрешённый от мира, а активный Творец всякого бытия, которое будет уничтожено по его воле. После уничтожения вселенной Бог создаст мир заново. Жизнь в ней будет вечная. Этот момент подчёркивает основной тезис религиозных систем о всемогуществе Творца.
- В Библии присутствует ярко выраженный антропоморфный подход к сущности Творца. Такой подход свойствен древним и новым политеистическим религиям, с которыми по данному вопросу в Библии имеются аналогии. Примитивное мышление людей на разных этапах истории не могло осознать трансцендентности божественной личности и представляло Его в различных образах (зооморфных и антропоморфных). С прогрессом мысли происходило осознание непостижимости Творца. Таким образом, происходило утверждение монотеистических воззрений. Наиболее последовательно этот процесс завершился в Исламе, в писании которого антропоморфизма нет.
- В Библии обнаруживаются отсутствующие в Коране признаки скрытого, или преломлённого сквозь призму монотеизма, скрытого дуализма доброго и злых начал заимствованных предположительно из зороастризма. Наличие этого является попыткой дать ответ на вопрос об ответственности Бога за существование в мире зла.
- Хилиазм, отсутствующий в исламской теологии является результатом противоречивого изложения в Новом Завете событий связанных с воскресением человечества.
- Центральное место в христианской теологии занимает доктрина о "первородном грехе" человечества и искупительной миссии Иисуса Христа. В этом прослеживается аналогия со многими религиозными и философскими системами мира. Несомненно, что в основе этой идеи стоят древнейшие представления жертвоприношении богам с целью загладить нанесённые им обиды и оскорбления.
Список использованной литературы
- Абд ар-Рахман Наср ас-Саади, Абд ар-Рахман ибн Хасан "Разъяснения к книге единобожия", Баку, "Гейтурк" 1997, с. 250.
- "Авеста" в русских переводах под редакцией И.В.Рака. СПб, "Летний сад", 1998, 480 с.
- Амусин И.Д. "Рукописи Мертвого моря". М., Издательство АН СССР, 1961, 272 с.
- Амусин И.Д. "Тексты Кумрана". М., "Наука", 1971, 496 с.
- Архиепископ Аверкий. "Апокалипсис или Откровение Святого Иоанна Богослова". М., "Оригинал", 1991, 80 с.
- Архимандрит Никифор. "Библейская энциклопедия". М., Типография Снегирёвой, 1891, 902 с.
- Библия (книги священного писания Ветхого и Нового Завета). М., Библейские общества, 1995, 1376 с.
- Бренчак И.М. "Критика религиозной концепции происхождения человека". М., "Знание", 1980, 64 с.
- Бренье Ф. "Евреи и Талмуд". Париж, "Rapid-Imprimerie", 1928, 112 с.
- Вагабов М.В., Вагабов Р.М. "Ислам и вопросы атеистического воспитания". М., "Высшая школа", 1988, 272 с.
- Вайникайнен К. "По следам Иисуса Христа". СПб., "Библия для всех", 1997, 314 с.
- Григулевич И.Р. "Инквизиция", М., Политиздат, 1985, 448 с.
- Дауд А.А. "Мухаммад в Библии". Катар, Издательство Министерства вакуфов и исламских отношений, 1996, 238 с.
- Дидат А. "Мухаммад – естественный преемник Христа". Баку, "AZ&S", 1994, 48 с.
- Дидат А. "Библийа Мящяммяд пейьямбяр щаггында ня йазыр?" Быкы, Азярняшр, 1995, с. 32.
- Донини А. "У истоков Христианства". М., Политиздат, 1989, 365 с.
- "Евангелие Иоанна", Минск, "Picorp", 1992, 90 c.
- Журавский А.В. "Христианство и Ислам. Социокультурные проблемы диалога". М., "Наука", 1990, 128 с.
- "Ислам. Историографические очерки" под редакцией С.М.Прозорова. М., "Наука", 1991, 232 с.
- "Ислам". Энциклопедический словарь. М., "Наука", 1991, 316 с.
- Каутский К. "Происхождение Христианства", М., Политиздат, 1990, 463 с.
- Ковалев, Кубланов. "Находки в Иудейской пустыне". М., Политиздат 1960. 110 с.
- Коран (перевод и комментарии Крачковского). Баку, "Язычы", 1990, 744 с.
- Коран (перевод с арабского языка Г.С.Саблукова). Казань, 1878, 1221 с.
- Коран (перевод смыслов и комментарий В.Пороховой). М., 1997, 800 с.
- Косидовский З. "Библейские сказания", "Сказания евангелистов". М., Политиздат, 1991, 480 с.
- Крывелев И.А. "Библия: Историко-критический анализ". М., Политиздат, 1985, 250 с.
- Кулиев Э.Р. "Пророчества о приближении конца света". Баку, "Озан", 1999, 128 с.
- Лозинский С.Г. "История папства", М., Политиздат, 1986, 382 с.
- Надави М.С. "Мухаммад идеальный пророк", М., "Захра", 1994, 65 с.
- Ниязи Х.М. "Источники Корана", М., "Сантлада", 1993, 96 с.
- "Новый Завет". Вена, "Библейские общества", 1988, 370 с.
- Прабхупада. "Бхагавад-гита как она есть". Калькутта, "Бхактиведанта бук траст", 1984, 832 с.
- Прабхупада. "Книжка индийского мышления". Калькутта, "Бхактиведанта бук траст". 1989.
- Рамбам (Маймонид). Избранное. Иерусалим, "Библиотека Алия", 1990, с. 242.
- Ранович А.Б. "Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства". М., Политиздат, 1990, 479 с.
- Б.Рассел. "Почему я не христианин?" М., Политиздат, 1987, 310 с.
- С.И.Самыгин, В.Н.Нечипуренко, И.Н.Полонская. "Религиоведение: социология и психология религии". Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996, 672 с.
- Свенцицкая И. "Раннее христианство: страницы истории". М., Политиздат, 1988, 336 с.
- Соколов В.В. "Средневековая философия". М., "Высшая школа", 1979, 448 с.
- Cпиноза Б. "Богословско-политический трактат". М., 1935, с. 121.
- Фаррар Ф. "Жизнь Иисуса Христа". М., "Прометей", 1991, 464 с.
- Философский словарь. (под редакцией Розенталя М.М.). М., Политиздат, 1975, 496 с.
- "Христианские сектантские миссионерские организации в Азербайджане: политическая, нравственная и идеологическая диверсия". Баку, Азербайджанская Государственная Книжная Палата, 1997, 64 с.
- Шварц Й. "Законы потомков Ноя". Иерусалим, 2000.
- Шифман И.Ш. "Ветхий Завет и его мир". М., Политиздат, 1987, 239.
- Уотт М. "Влияние Ислама на средневековую Европу", М., "Наука", 1976, с. 128.
- Useymin. "Allahin sifetlerine ve en guzel adlarina dair ideal gaydalar". Baki, Azerbaycan devlet kitab palatasi, 1996, 70 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 2, Ankara, Akcak, 1995, 558 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 3, Ankara, Akcak, 1995, 558 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 7, Ankara, Akcak, 1995, 560 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 8, Ankara, Akcak, 1995, 558 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 10, Ankara, Akcak, 1995, 560 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 14, Ankara, Akcak, 1995, 560 s.
- Deedat A. "Christ in Islam". Durban, Islamic Propagation Centre International, 1997. 48 p.
- Humeyyis M. "Hanefi ulemasina gore sirk ve sebepleri" Istanbul, "Guraba" 1999, 72 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 4. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 624 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 6. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990 631 s.
- Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 4, Ankara, Akcak, 1995, 559 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 7. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 598 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 8. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 624 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 9. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 632 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 10. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 630 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 11. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 639 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 12. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 631 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 13. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 632 s.
- Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c. 14. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, 659 s.
- Ibn-I Useymin. "Uc esas: Allah, Din, Peygamber", Istanbul, "Guraba", 1999, 196 s.
- Ibn-I Teymiyye. El-Akidetu'l Vasitiyye ve serhi. Istanbul, Guraba 2000.
- Sultan M."Ana cizgilerle Islam" (Nevevi kirk hadis serhi), Istanbul, Guraba 2000, 196 s.
- The Holy Bible (New Internatitional version). Harper Paperbackes, New york, 1983. 1110 p.
- Yazici Y. "Aciklamali ibadet rehberi". Ankara, Turkiye diyanet vakfinin yayinleri, 1996, 204 s.
- Yuksel N. Kur'ani Kerim fihristi. Istanbul, Bayrak yayinleri, 1992, 416 s.
- Zuhayli V. Islam fikhi ansiklopedisi, c. 1. Istanbul, Feza yayincilik, 1994, 551 s.
- Zuhayli V. Islam fikhi ansiklopedisi, c. 3. Istanbul, Feza yayincilik, 1994, 494 s.
- Бойс М. "Зороастрийцы. Верования и обычаи". М., "Наука", 1987.
- "Что от нас требует Бог?". Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.
- К.Маркс и Ф.Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., "Мысль", 1986.