Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Государство реализует свою финансовую политику с помощью финансового механизма, состав и структура которого определяются:

· уровнем развития экономики;

· отношениями собственности;

· историческими и национальнымиособенностями отдельной страны.

Финансовый механизм в широком пониманиикомплекс финансовых методов и рычагов влияния на социально - экономическое развитие. Функционирование финансового механизма базируется на организационно правовых положениях и финансовой информации, которые обеспечивают практическое использование финансов для достижения определенных целей и задач. С помощью установленных государством конкретных финансовых форм и методов осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образуются доходы субъектов экономической деятельности и соответствующие фонды денежных средств.

Финансовый механизм в узком понимании совокупность конкретных финансовых методов и рычагов влияния на формирование и использование финансовых ресурсов с целью обеспечения функционирования и развития государственных структур, субъектов хозяйствования и населения.

В состав финансового механизма входят такие основные элементы:

· финансовые методы (фин. планирование, оперативное управление,финан. контроль, финан.обеспечение, фин.регулирование);

· финансовые рычаги;

· финансовые инструменты;

· нормативно-правовое обеспечение;

· организационное и информационное обеспечение.

Рис.4.1. Состав финансового механизма.

Рассмотрим основные элементы финансового механизма.

I. Финансовые методы являются способом влияния финансовых отношений на хозяйственный процесс. Широко применяются в хозяйственной практике такие финансовые методы как финансовое планирование, финансовое оперативное управление, финансовый контроль, финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

1.Финансовое планирование- деятельность по составлению плановформирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования,, их обединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом, направленная на достижение поставленных целей и решение определенных задач.

Впроцессе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Основные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Основные из них:

· воплощение разработанных стратегических задач в конкретные финансовые показатели;

· обеспечение воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования;

· выявление внутренних резервов увеличения доходов и их мобилизация;

· обоснование наиболее выгодных направлений инвестиционной политики;

· контроль за оптимальным формированием и эффективным использованием финансовых ресурсов и др.

Объектом финансовогопланирования я вляется финансовая деятельность государства, субъектов хозяйствования и других участников общественной жизни.

Субъектами финансового планирования являются отдельные предприятия, учреждения, финансовые органы, органы государственного управления на местном уровне и др.

Результатом финансового планирования являетсярасчет финансовых показателей, отражающих формирование, распределение финансовых ресурсов и воплощающихся в специальном документе – финансовом плане.

Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Это могут быть бюджеты, сметы, балансы доходов и расходов, финансовые планы.

При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

По-этому, финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Все финансовые планы разделяются на две группы – сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциаций и др.) и территориальные. Индивидуальные – это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

Финансовое планирование основывается на таких принципах:

1) принцип научной обоснованности, согласно которому расчет плановых показателей должен базироваться на основе соответствующих методик с учетом передового опыта, использованием средств вычисляемой техники, экономико-математических методов, которые предусматривают многовариантность расчетов и выбор самых оптимальных решений;

2) принцип комплексности, который заключается в единстве финансовой политики, единой методологии финансовых расчетов;

3) принцип непрерывности, который предусматривает взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;

4) принцип стабильности, который означает неизменность показателей финансовых планов;

5) принцип оптимальности, который требует наиболее рационального использования всех финансовых ресурсов.

Финансовое планирование включает:

· финансовое прогнозирование (перспективное планирование) на период больше 1 года; это- исследование и разработка на длительную перспективу имоверных путей развития финансов субъектов хозяйствования и государства, обеспечивающих их стабильное финансовое положение в будущем

· текущее финансовое планирование (на 1 год) – это процесс определения будущих доходов и направлений использования финансовыхресурсов субъектов экономической деятельности, имеющий целью реализацию их финансовой стратегии в более краткосрочном периоде;

· оперативное финансовоепланирование (на квартал, месяц) это процесс синхронизации во- времени денежных поступлений и расходов с целью реализации текущих финансовых планов и конкретизации их показателей.

При определении финансовых показателей применяются определенные методы планирования(рис.4.2)

Основными методами финансового планирования являются:

· нормативный метод;

· балансовый метод;

· метод коэффициентов;

· метод математического моделирования;

· расчетно-аналитический метод.

Нормативный метод предусматривает расчет финансовых показателей на основе установления норм и нормативов (нормы амортизационных отчислений, нормы расходов в бюджетных учреждениях и пр.). При этом нормы и нормативы должны быть научно обоснованными, прогрессивными и стабильными.

Балансовый метод предусматривает соответствие расходов плана источникам их покрытия и согласованность всех разделов финансового плана, в результате чего достигается его сбалансованность.

Метод коэффициентов предусматривает распространение ранее установленных тенденций при планировании на будущий период. Этот метод простой в применении, но имеет существенные недостатки, потому что вместе с коэффициентом на следующий период механически переносятся все негативные явления, которые имели место в предыдущем периоде.

Метод математического моделирования дает возможность с определенной вероятностью определить динамику показателей в зависимости от изменения факторов, которые влияют на развитие финансовых процессов в будущем.

Расчетно-аналитический метод предусматривает расчет плановых показателей путем корректирования финансовых показателей базового периода на вероятные изменения в плановом периоде и определение влияния разных факторов на эти показатели.

Рис.4.2. Этапы и методы финансового планирования.

При исполнении финансовых планов возникает потребность в оперативном управлении

2. Финансовое оперативное управление, как один из методов финансового механизма – это деятельность, связанная с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения достижения запланированных результатов.

Объектами финансового управления являются финансовые отношения, централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы всех звеньев финансовой системы. Объекты управленияфинансы предприятий, организаций и учреждений, финансы государства, финансы домохозяйств и др.

Субъектами финансового управления являются:

· государство в лице законодательных и исполнительных органов (в том числе и финансовых);

· финансовые службы предприятий, учреждений, организаций.

Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, образует финансовый аппарат.

Таким образом, управление финансами – система методов и форм организации финансовых отношений, которые применяет финансовый аппарат для эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектов экономической деятельности с целью достижения поставленных целей и запланированных результатов.

Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное управление. Стратегическое управление (управление финансами на длительную перспективу) выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, в установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется высшими органами государственной власти и управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, аппаратом Президента Украины.(рис.4.3.).

Оперативное управление финансами осуществляет непосредственно финансовый аппарат, который включает финансовые органы управления (Счетную палату ВРУ, Министерство финансов, Государственную казначейскую службу, Государственную финансовую инспекцию Украины, Государственную налоговую службу, Пенсионный фонд, Фонды социального страхования и др.) и финансовые институты (Национальный банк Украины, коммерческие банки и небанковские кредитные учреждения, страховые компании, фондовые биржи, институты совместного инвестирования и др.).

3. Финансовый контроль как один из основных финансовых методов.

При составлении и исполнении финансовых планов, а также по окончании определенных плановых периодов проводится финансовый контроль.

Он направлен на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения ВВП и целевого использования средств соответствующих фондов, сравнение финансовых результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявление резервов их увеличения. Финансовый контроль - целенаправленная деятельность уполномоченных органов относительно обеспечения законности и целесообразности проведения финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.

Рис.4.3. Оперативноеи стратегическое финансовое управление.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основная цель финансового контроля:

· соблюдение действующего финансово-хозяйственного законодательства в процессе осуществления финансовой деятельности;

· реализация стратегии финансирования, т.е. предусмотрение изменений условий финансовой деятельности и своевременное приспособление к ним.

Финансовый контроль проводится как на макроуровне (на уровне государства), так и на микроуровне (уровень субектов хозяйствования).

На макроуровне:

· объект финансового контроля – финансово-хозяйственные операции, связанные с формированием и использованием государственных финансовых ресурсов;

· субъектыгосударственные органы власти и управления в лице постоянных комиссий ВРУ, НБУ, органы налоговой, казначейской службы, государственная финансовая инспекция, аудиторсткие фирмы и др.

На микроуровне:

· объект финансового контроля финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений;

· субъекты – финансовые менеджеры, руководители предприятий, учредители, независимые аудиторские организации и др..

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля. К ним относятся такие принципы:

- независимость - не учитываются материальная или моральная

заинтересованность проверяющего;

- гласность - результаты проверок публикуются для широкой общественности;

- превентивность финансовый контроль имеет предупредительный характер;

- действенност ь – по результатам контрольной проверки всегда принимаются соответствующие меры;

- регулярность - контроль проводится с определенной периодичностью;

- объективность контроль проводится согласно требованиям действующего законодательства;

- всеобъемлемый характер при возможности финансовый контроль должен охватывать все стороны финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль классифицируется по определенным признакам (рис.4.4.).

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, онделится на такие виды финансового контроля: государственный( включаетобщегосударственный и ведомственный), общественный, внутрихозяйственный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовойполитики государства. Его осуществляют органы государственной власти и управления (ВРУ, КМУ). Он подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют специальные государственные органы контроля. Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Субъектами общегосударственного финансового контроля являются: Министерство финансов Украины, Счетная палата ВРУ, Государственный департамент финансового мониторинга, Государственная налоговая служба, Государственная финансовая инспекция Украины, Государственная казначейская служба Украины, Государственная таможенная службаи др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные службы отраслевых министерств, ведомств, концернов и других органов управления. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Функциямиведомственного финансового контроля являются: проверка законности хозяйственных и финансовых операций; контроль использования материальных и финансовых ресурсов; проверка сохраности денежных средств и материальных ценностей; правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности; проведение проверок на подведомственных предприятиях и в организациях.

Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации, которые следят за выполнением условий трудового договора), средства массовой информации, отдельные специалисты (физ. лица) на условиях добровольности и безоплатности. Он заключается в выявлении и предупреждении различных нарушений в финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, по инициативе органов местного самоуправления или отдельных групп граждан.


Рис.4.4. Классификация финансового контроля.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы, служба финансового менеджера). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, отделов, филиалов ). Он направлен на проверку своевременности зачислений средств на счета в банковских учреждениях, правильность составления и ведения финансовой отчетности и др. В акционерныхобществах внутрихозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные комиссии.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Аудит – это независимый финансовый контроль, который осуществляется на коммерческих началах. В Украине аудит как вид финансового контроля функционирует с апреля 1993 г. когда был принятый закон «Об аудиторской деятельности». Он определил правовые основы осуществления аудиторской деятельности и был направлен на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника. Закон определяет аудит как проверку публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Аудиторская проверка осуществляется независимыми лицами- аудиторами или аудиторскими фирмами. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата. Аудит может быть обязательным и инициативным.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы финансового контроля.

· Предварительный финансовый контроль проводится до осуществления финансовой деятельности с целью недопущения незаконных финансовых операций. Он осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов. Он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также негативных финансовых результатов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

· Текущий финансовый контроль проводится в процессе выполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля заключается в системном факторном анализе деятельности предприятий и организаци й. Большое значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он проводится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

· Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода (месяца, квартала, года).Предназначен он для оценки результатов хозяйственной деятельности и обобщения результатов выполнения финансовых операций, а также для разработки финансовой стратегии на будущее.

В зависимости от цели и задач финансового контроля выделяют такие его формы:

1).Мониторинг – система мероприятий, осуществляемых субъектами финансового контроля, связанная с наблюдением за финансовыми явлениями и процессами и используемая для принятия оперативных решений.

2). Внутренний аудит - форма контроля, обеспечивающая функционально независимую оценку деятельности органов государственного сектора и дающая уверенность центральным финансовым органам исполнительной власти, руководству органов государственного сектора в том, что система государственного управления функционирует таким образом, чтобы максимально снизить риск мошенничества, расстрат, допущения ошибок или нерентабельности.

3). Инспектирование - последующий контроль за выполнением законодательства органами государственного сектора при использовании и распоряжении финансовыми и материальными ресурсами, формировании бюджетных обязательств, ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Инспектирование проводится в форме ревизий и проверок.

Методами финансового контроля являются конкретные приемы проведения финансового контроля. Их подразделяют на:

· натуральные, когда проверяется наличие товарно-материальных ценностей и их соответствие документам (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, проверка фактически выполненных работ и др.);

· документальные, когда контроль осуществляется по наличным документам (ревизии, проверки).

1)Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий или их подразделений на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской.

2).Ревизия - метод документального контроля за финансово хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и денежных средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии проводят государственные и негосударственные органы финансового контроля.

Ревизии бывают:

1. плановые и внеплановые;

2. комплексные и тематические (в зависимости от организации их проведения), которые охватывают все стороны деятельности предприятия или их часть;

3. полные и частичные, когда охватывают лишь отдельные стороны деятельности;

4. тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

5. сплошные, выборочные и комбинированные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов);

6. документальными и фактическими. По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они разделяются на документальные (проверка достоверности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

Все проверки и ревизии должны быть тщательно подготовленными. По результатам подготовительной работы составляется программа ревизии и на ее основе разрабатывается рабочий план.

Проведение ревизии осуществляется в такой последовательности:

1) представление полномочий;

2) проведение организационного собрания с соответствующими работниками предприятия;

3) проведение инвентаризации (установление соответствия материальных ценностей и денежных средств их документам);

4) личное ознакомление с объектом ревизии;

5) предварительный анализ хозяйственной деятельности;

6) непосредственно документальная ревизия или проверка;

7) систематизация материалов ревизии или проверки;

8) составление акта или справки ревизии;

9) реализация материалов ревизии или проверки;

10) проверка устранения выявленных недостатков.

Существенные отличия между аудитом и ревизиями, проверками:

- аудиторская деятельность направлена на защиту интересов клиентов, а ревизионная – прежде всего защищает интересы государства;

- при аудите – связи между аудитором и объектом контроля – горизонтальные и осуществляются на добровольной основе; при ревизии - связи вертикальные, т.е. осуществляются в порядке административногоназначения;

- аудиторские услуги оплачивает в основном клиент, а ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством;

- результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях дляклиента; по результатам ревизии составляется акт, имеющий организационные выводы, обязательные указания, выполнение которых контролируется;

- аудиторы обязаны обеспечивать конфиденциальность полученной информации и результаты аудита; ревизоры имеют право предъявить их общественности.

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование являются обобщающими методами финансового механизма, так как включают в себя отдельные частичные методы финансового влияния на социально-экономическое развитие.

Эти два метода тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Вчастности, установление системы финансового обеспечения требует соответствующего финансового регулирования.

4. Финансовое обеспечение как метод финансового механизма это формирование целевых денежных фондов субъектов хозяйствования в достаточном размере и их эффективное использование.

Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются:

· самофинансирование;

· кредитование;

· бюджетное финансирование (предоставление средств из бюджета на безвозвратных основах);

· аренда (передача имущества в пользование а определенный срок и за определенную плату);

· инвестирование (вложение средств в определенные объекты с целью получения прибыли или социального эффекта).

5. Финансовое регулирование как метод финансового механизма метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов. Финансовое регулирование осуществляется через систему норм и нормативов, лимитов и финансовых резервов.

Основные элементы финансового регулирования:

· налогообложение (изъятие части доходов предприятий и населения в бюджет и государственные целевые фонды);

· бюджетные трансферты ( выделение средств на безоплатной и безвозвратной основе: дотации, субъвенции, субсидии).

II. Финансовые рычаги и инструменты – приемы действия финансовых методов, конкретные формы распределения и перераспределения ВВП.

К финансовым рычагам принадлежат:

Ø доходы и накопления;

Ø налоги и обязательные платежи;

Ø неналоговые поступления;

Ø межбюджетные трансферты;

Ø расходы и издержки;

Ø финансовые резервы;

Ø финансовые стимулы;

Ø финансовые санкции.

III. Финансовыми инструментами являются:

ü ставки налогов и обязательных платежей;

ü налоговые льготы;

ü нормы амортизации;

ü нормы расходов в бюджетных учреждениях;

ü финансовые нормативы;

ü процент за пользование кредитом;

ü ставки арендной платы;

ü штрафы, пеня, лимиты;

ü ставки заработной платы, пенсий, стипендий; др.

IV. Нормативно-правовое обеспечение. Оно необходимо для нормального функционирования финансового механизма и представлено:

ü Конституцией Украины;

ü многочисленными законами;

ü подзаконными нормативным актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: