Бюджетные права - совокупность юридических норм, определяющих бюджетное устройство страны, права органов государственной власти, государственного управленния и местного самоуправления в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Основой бюджетно-правового статуса соответствующих государственных органов является право на самостоятельный бюджет.
Бюджетно-правовой статус государственных и местных органов власти включает права, приведенные на рис.6.13.
Рис.6.13.. Бюджетно-правовой статус государственных и местных органов власти.
Наибольшим объемом бюджетных прав наделены органы государственной власти и управления.
Бюджетная инициатива - право членов законодательного органа вносить изменения в представленный исполнительным органом проект бюджета. Пользуются такими правами Президент, народные депутаты, депутаты местных советов.
Бюджетные права регулируются:
ü Конституцией Украины;
ü Конституцией АРК;
ü Законами Украины:«Про Кабинет Міністрів України», «Про місцеві державні адміністрації», «Про місцеве самоврядування в Україні»;
ü Бюджетным кодексом Украины.
Президент Украины подписывает закон о Государственном бюджете Украины на каждый бюджетный год, закон овнесении изменений и дополнений к закону о Государственном бюджете др. законы, относительно бюджета и финансов. Имеет право «вето».
Органы власти (представительские органы ) – ВРУ, ВР АР Крым, областные, районные, сельские, поселковые, городские и районые в городах, наделены такими бюджетными правами:
ü рассмотрение и утверждение бюджетов;
ü внесение изменений в утвержденные бюджеты;
ü рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;
ü принятие стратегических решений относительно своих бюджетов;
ü контроль за исполнением решений соответствующего совета о бюджете.
Верховная Рада Украины, как высший орган законодательной власти:
· утверждает законы, в частности по финансовым вопросам;
· одобряет Основные направления бюджетной политики на следующий бюджетный период;
· утверждает государственный бюджети принимает закон о Государственном бюджете Украины на плановый год, вносит изменения в него;
· осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета Украины;
· определяет перечень налогов и сборов, а также основы внутренней и внешней политики Украины;
· утверждает отчеты об исполнении Государственного бюджета Украины.
Счетная палата ВРУ осуществляет:
Ø организацию и контроль за своевременным исполнением доходной и расходной части Государственного бюджета, за использованием бюджетных средств, в том числе средств государственных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
Ø контроль за формироованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины;
Ø определение эффективности и целесообразности использования государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов.
Органы государственной исполнительной власти (КМ Украины, Рада Министров АРК, областные, районные, городские государственные администрации) и исполнительные комитеты местных советов наделены такими основными бюджетными правами:
· организацияработы по составлению проектов бюджета;
· подача проекта бюджета соответствующей раде для рассмотрения и утверждения;
· организация работы по исполнению бюджета, составления и представления соответствующей раде отчета об исполении бюджетов;
· использование средств своих бюджетных резервов;
· принятие тактических решений относительно своих бюджетов.
КМ Украины как высший орган государственной исполнительной власти имеет такие бюджетные права:
· обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природы,экологической безопасности и природопользования;
· разрабатывает и подает ВРУ:
· основные прогнозные макроэкономичекие показатели социально-экономического развития Украины;
· проект Основных направлений бюджетной политики на следующий гол;
· проект закона о государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период;
· обеспечивает исполнение закона о государственном бюджете Украины;
· готовит и подает ВРотчеты об исполнении Государственного бюджета Украины;
· расчитывает показатели сводного бюджета Украины и готовит отчеты о его исполнении;
· предоставляет информацию относительно принятия законодательных и нормативных актов для исполнения закона о Государственном бюджетеУкраины;
· принимает решения об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета;
· принимает решения относительно осуществления государственных заимствований в объемах и на условиях, определенных законом о Государственном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов страны как центральный орган исполнительной власти, подведомственный КМУ, наделено такими полномочиями:
ü составляет проект государственного бюджета;
ü организовывает исполнение государственного бюджета;
ü проводит методическую работу по вопросам бюджетного планирования;
ü разрабатывает стратегию относительно внутренних и внешних заимствований государства, погашения и обслуживания государственного долга;
ü контролирует исполнение государственного бюджета, составляет отчет о его исполнении;
ü разрабатывает предложения относительно усовершенствования налоговой политики и др.
Государственная финансовая инспекция Украины, создана в 2011г. (вместо Государственной КРС Украины), является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМ Украины через Министра финансов Украины.
Главной задачей Госфининспекции Украины является реализация государственной политики в сфере государственного финансового контроля, а также внесение предложений относительно ее формирования.
Госфининспекция Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через территориальные органы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах или через межрайонные, объединенные в районах и городах, территориальные органы, главных инспекторов в районах и городах.
Как приемница Государственной КРС Украины, Госфининспекция осуществляет государственный контроль:
за расходованием средств и материальных ценностей, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов, а также осуществляет разработку предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений.
Государственная казначейская служба Украины( переименована в 2011г.) как орган государственной исполнительной власти наделена такими бюджетными полномочиями:
· организация кассового исполнения государственного и местного бюджетов и контроль за этим процессом;
· управление имеющимися средствами государственного и местных бюджетов, в т.ч. в иностранной валюте, и средствами государственных целевых фондов в пределахрасходов, установленных на соответствующий период;
· финансирование расходов государственного и местных бюджетов;
· учет кассового исполнения государственного и местных бюджетов и составление отчета об их исполнении;
· управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с законодательством;
· осуществление распределения между государственным бюджетом и бюджетами АРК, областе, гг. Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и платежей по нормативам, утвержденным ВРУ;
· разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные средства.
Государственная налоговая служба:
ü осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;
ü разрабатывает предложения по усовершенствованию налогового законодательства, принимает нормативные акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;
ü проводит разъяснительную работу среди плательщиков налогов по вопросам налогообложения;
ü предупреждает и раскрывает преступления и другие нарушения в сфере налогообложения.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством:
Ø самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты;
Ø самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, определяютнаправления их использования;
Ø используют свободные бюджетные средства, дополнительно полученные в процессе исполнения местных бюджетов;
Ø выпускают местные займы, лотереи и ценные бумаги, получают кредиты в банковских учреждениях;
Ø могут выступать гарантами при предоставлении кредитов предприятиям и учреждениям коммунальной формы собственности;
Ø размещают принадлежащие им средства в банках других субъектов права собственности, получают проценты от доходов и зачисляют их в доходную часть соответствующего местного бюджета; и др.