Местные финансы играют важную роль в экономической системе каждого современного государства, где признается и функционирует местное самоуправление (рис.9.6).
Местные финансы:
· влияют на социально-экономическое состояние страны и ее финансовую безопасность;
· способствуют развитию демократии в обществе;
· определяют условия жизнедеятельности граждан и уровень их благосостояния.
Местные финансы, в том числе местные бюджеты, выступают инструментами перераспределения общественного продукта между различными сферами деятельности, социальными слоями населения, отдельными административно-территориальными формированиями.
В условиях рыночных преобразований в Украине местные финансы иместныебюджеты становятся основнымифинансовыми гарантами существования и развития демократии и предоставления населению общественных благ и услуг, которые нецелесообразно и неэффективно удовлетворять за счет государственного бюджета. В связи с этим большое значение имеет обеспечение местного самоуправления финансовыми ресурсами адекватными их новым задачам.
|
|
Рис. 9.6. Роль місцевих фінансів в економічній системі держави
Местные финансы играют важную роль в обеспечении в государстве финансовой безопасности, являющейся составной частью экономической безопасности. Финансовая безопасность имеет большое значение в функционировании экономической системы в целом, влияет на все сферы общественной жизни; без ее обеспечения невозможно достижение как текущих, так и перспективных общенациональных целей развития.
Основные индикаторы финансовой безопасности государства приведены в рис. 9.7.
Рис.9.7. Основныеиндикаторы финансовой безопасности государства.
Местным финансам отводится должное место в воплощении общенациональных целей, определенных програмными документами развития украинского общества. Это прежде всего:
· улучшение жизни народа;
· повышение конкурентоспособности Украины в глобальной системе;
· укрепление основ демократии.
Главный институт системы местных финансов – местные бюджеты, являющиеся инструментом финансирования государственных расходов, в основном тех, которые связаны с решением проблем экономического и социального развития территорий (здравоохранение, образование, ЖКХ, культуру и др.) Около ¾ всех средств местных бюджетов используется на социальные цели, примерно 1\4 средств - используется на развитие экономики административно-территориальных единиц, способствуя обеспечению нормального функционирования промышленности, сельского хозяйства, транспорта, дорожного, жилищного и коммунаольного хозяйства.
|
|
Роль местных бюджетов, в частности, определяется величиной ВВП, перераспределяемого через них. Удельный вес местных бюджетов в перераспределении ВВП, а также в Сводном бюджете Украины имеет важное политическое значение. Он свидетельствует об участии местного самоуправления в решении актуальных проблем развития государства, об определенной ограниченности функций центральных органов власти. В этой связи необходимо учитывать, что одной из главных предпосылок строительства демократического государства является самостоятельность и независимость органов местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления предусматривает его обособленность от государственной власти, полную независимость и самостоятельность в выполнении возложенных на него функций в пределах своей компетенции.
Основными положениями Европейской хартии местного самоуправления, относительнофункционирования бюджетов местного самоуправления, являются следующие:
· местная власть имеет право на свои собственные финансовые ресурсы;
· объем финансовых ресурсов должен отвечать функциям, которые исполняет местная власть;
· местная власть имеет право свободно распоряжаться собственными финансовыми ресурсами;
· часть финансовых ресурсов должна формироваться за счет местных налогов и сборов;
· размеры местных налогов и сборов местная власть уполномочена устанавливать в пределах закона;
· защита слабой в финансовом отношении местной власти проводится с помощью процедур устранения финансовых диспропорций (финансового выравнивания);
· преимущество в выборе форм финансовой помощи отводится дотациям, которые не предназначены для финансирования конкретных проектов и не ограничивают свободу местной власти.
Принятие Бюджетного кодекса Украины является важным шагом в направлении приближения к общепринятым стандартам в этой сфере. Степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления характеризует независимость государства в целом, потенциальные возможности его экономического развития, уровень демократических прав и свобод граждан. Государство не может успешно развиваться и процветать, не предоставляя гарантий финансовой независимости органам местного самоуправления.
Местные бюджеты в современных условиях в значительной мере предопределяют уровень общественного благосостояния, являются одним из основных источников удовлетворения жизненных потребностей граждан.
Через местные бюджеты реализуются общегосударственные программы, связанные с развитием отраслей национальной экономики, осуществляется поддержка отечественных производителей, финансируются программы по повышению жизненного уровня населения, созданию новых рабочих мест и др.
Местные финансы способствуют достижению пропорциональности в развитии регионов, являются одним из инструментов межтерриториального перераспределения произведенного ВВП и осуществления финансового выравнивания.
Таким образом, местные финансы должны сыграть важную роль в реформировании отечественной экономики, создании основ рыночного хозяйствования, формировании демократического социальноориентированного государства.
Главные цели, на достижение которых направлены современные изменения в сфере местных финансов и их дальнейшее усовершенствование приведены на рис 7.8.