От автора. Учебное пособие, которое вы держите в руках, адресовано, в первую очередь, студентам – филологам, изучающим русскую критику ХХ века

Учебное пособие, которое вы держите в руках, адресовано, в первую очередь, студентам – филологам, изучающим русскую критику ХХ века. История русской литературной критики – итоговая дисциплина в литературоведческом университетском филологическом образовании. Курс литературной критики в университетах читается параллельно историко-литературным курсам. Он дает возможность не только представить общественную атмосферу литературной эпохи, мнения, диалоги, полемику по поводу того или иного явления, получившего широкий резонанс. Он формирует у студента представления об истории литературы, показывает ее не как простую очередность появления тех или иных писательских имен и художественных текстов, но выявляет ее логику, исторически предопределенные закономерности литературного процесса. Именно такую цель и ставит перед собой учебное пособие.

Эта книга представляет опыт систематического изложения истории русской литературной критики ХХ века. В ее основе – лекционный курс, который читается автором на филологическом факультете Московского университета в течение двух последних десятилетий. За это время коренным образом изменились наши представления о литературном процессе ХХ столетия и, естественно, о роли критики в нем. Изменились иерархия имен, рухнули прежние репутации, с трудом и не сразу стали устанавливаться новые, обнаружились принципиально иные векторы литературно-критического развития, явления и процессы, которые мыслились ранее как периферийные или же тупиковые, показали свои подлинные масштабы. В силу своей профессиональной деятельности автор оказался свидетелем и участником этих перемен, которые происходили не только на страницах периодики, на собраниях в союзе писателей, но и в университетской аудитории – возможно, более интенсивно и драматично, чем где-либо еще. Именно тогда, в последнее десятилетие ушедшего века, объем литературно-критического материала невероятно увеличился, и не только за счет естественного течения литературного процесса, но и в силу возвращения и включения в сферу читательского сознания целых пластов литературы, в том числе критической, которые были насильственно отторгнуты ранее. Естественно, это меняло прежние представления о характере и объеме такого явления, как русская литература и русская критика ХХ века.

В центре этого учебного пособия – литературный процесс в метрополии, показанный с точки зрения критической мысли, которая и отражала, и осмысляла его, и во многом определяла его динамику, при этом была инструментом его формирования (или деформаций). Это центральный «сюжет» книги, который, как представляется, дает возможность выявить значимые закономерности литературного процесса, однако он же и вынуждает ограничивать рассматриваемый материал. Эти ограничения следующие.

Во-первых, не рассматриваются 1900-е – 1910-е годы, которые, в соответствии с академической традицией, выделяются в качестве отдельного периода, имеющего собственные эстетические и социокультурные характеристики. Поэтому учебник начинается с рубежа 1910-20-х годов, когда отношения литературы и власти принимают принципиально новый характер, а критика обретает иные, ранее не свойственные ей функции, и завершается последним десятилетием прошлого века.

Во-вторых, вне поля зрения оказывается русская диаспора, которая на протяжении советского времени развивалась в совершенно иных условиях и, вероятно, требует иных подходов, иного литературоведческого «сюжета», способного показать векторы ее развития.

В-третьих, период рубежа ХХ-ХХI веков (иначе говоря, современный период) еще не обнаружил основных тенденций литературного развития. Когда мы говорим об угасании постмодернизма, о рождении нового течения, такого, как постреализм, то оказываемся все же в сфере гипотез и умозрительных построений, которые будут скорректированы самой литературой. Кроме того, пока еще не сложилась общепризнанная система писательских и критических репутаций, и каждое направление или писательское объединение (формальное а чаще неформальное) обладает своей иерархией, часто неизвестной в более широких литературных кругах. Подобное состояние является естественным следствием недавних изменений в системе «читатель – писатель – издатель – критик», приведших к экспансии постмодернизма как литературного направления. Поэтому в главе о критике 90-х годов основное внимание сосредоточено именно на развитии постмодернистского видения мира. В учебнике предпринята попытка показать закономерность этого явления, очертить его исторические координаты, начала и концы, уже вполне очевидно обозначившиеся. Говорить же о других явлениях критики этого периода затруднительно хотя бы в силу того, что перед нами не исторический, пусть и недавний момент, а становящаяся современность [1].

Это учебное пособие вряд ли могло состояться, если бы не опыт предшественников. В современном литературоведении достигнуты значительные результаты в изучении истории критической мысли. Они отражены и в целом ряде учебников и учебных пособий [2] (перечень основных предложен в списке рекомендованной литературы). Одно из самых заметных мест в этом ряду занимает учебник [3], подготовленный в Саратовском государственном университете под редакцией профессора В.В.Прозорова. Он охватывает всю историю русской критики – от XVIII века до конца ХХ. Есть и удачные опыты создания учебников и пособий по истории критики ХХ столетия. Один из них, написанный в Томске [4], строится как совокупность монографических глав, посвященных наиболее значимым критикам разных десятилетий.

Книга, которую читатель держит в руках, отличается от предшествовавших тем, что в ней излагается история критики ХХ столетия как единый процесс. Именно этим обусловлено отсутствие монографических глав. Автор стремился воспроизвести не взгляды отдельных критиков, но показать общее движение литературно-критической мысли, найдя место каждого из ее творцов. Конечно же, неоценимым при этом оказался опыт современных учебников по истории литературы, которые включают в себя главы, характеризующие литературно-критический процесс в целом [5].

Учебник состоит из двух частей, посвященных соответственно первой и второй половинам века. Каждая глава (их шесть в первой части и семь во второй) завершается контрольными вопросами и заданиями, ответив на которые студент сможет закрепить свои знания. Часто задания предлагают обратиться к той или иной статье или книге, для того чтобы работать непосредственно с ней и не ограничиваться сведениями учебника.

Список литературы, предложенный в конце книги, составлен по рубрикам. Там указаны доступные (сравнительно недавние, не ставшие раритетными) издания критической литературы, знакомство с которыми необходимо для освоения предмета. В других разделах указаны учебники по этому же курсу, а так же по истории литературы, исследования, словари, справочники, мемуары, обращение к которым даст возможность представить и другие взгляды на литературно-критическую историю ХХ столетия.

В заключении автор пользуется случаем выразить глубокую признательность своему учителю в литературе и в жизни – профессору филологического факультета МГУ Екатерине Борисовне Скороспеловой. Именно она в свое время предложила аспиранту прочесть в курсе по истории критики, который готовила тогда, три лекции кряду: об А.К.Воронском, А.В.Луначарскоми В.П.Полонском. Те дни, проведенные в библиотеке, и бессонные ночи за письменным столом оказались не только счастливыми, но и судьбоносными для автора. Поддержкой и добрыми советами своего учителя он имеет счастье пользоваться и по сей день.

Конечно, эта книга не состоялась, когда бы кафедра истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ, с которой связана вся жизнь автора, не доверила ему в самом начале преподавательского поприща этот курс – сложный и ответственный. И здесь низкий поклон профессору Сергею Ивановичу Кормилову, который не только предоставил в полное распоряжение обширные фонды своей домашней библиотеки, не только посещал все лекции формирующегося курса, подробно их обсуждая, но и великодушно уступил начинающему преподавателю кафедру сначала на вечернем, затем на дневном отделении, положив начало подобному чередованию. С тех пор этот курс и читается на филологическом факультете двумя лекторами – параллельно, но совершенно по-разному, что, думается, только на пользу нашей дисциплине.

С чувством тревоги и благодарности автор прочитал рецензии на это пособие. Одна из них составлена профессором Московского педагогического университета В.В.Агеносовым, который нашел возможность самого пристального прочтения, сделав не только принципиальные замечания, но и взяв труд взвесить буквально каждое слово пятисотстраничной рукописи. Другая прислана из Саратовского университета, где сложилась одна из самых сильных в современном литературоведении школ изучения истории критики. Автор с благодарность принимает замечания всех своих рецензентов: Владимира Вениаминовича Агеносоваи саратовских коллег, профессоров Валерия Владимировича Прозорова, Елены Генриховны Елиной, Ирины Юрьевны Иванюшинойи выражает признательность за доброту, с которой они отнеслись к его скромному труду.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: