По дисциплине: Вспомогательные исторические дисциплины

По дисциплине: Вспомогательные исторические дисциплины.

Специальность: 050114 «История»

Форма обучения: очная

Талдыкорган 2008 г.

 
 

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова   СТ ЖГУ 13-2005 Издание 1
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Силлабус Форма № 04
19.08.2005

Силлабус

По дисциплине: Вспомогательные исторические дисциплины

Для специальностей: 050114 «История»

Форма обучения: очная

Курс:2

Семестр:3

Количество кредитов:3

Всего аудиторных часов:135

Лекций:23

Практических занятий:нет

Лабораторных занятий:нет

СРСП:7

СРС:

Рубежных контролей:2

Курсовая работа:нет

Экзамен:3 семестр

Талдыкорган 2008 г.

Ф.И.О преподавателя: Тенизбаев У.А.

Консультационные часы: По расписанию консультаций на кафедре.

Время: Занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.

Пререквизиты дисциплины:

Для изучения курса Вспомогательные исторические дисциплины

студентам необходимо знания школьной программы

«История Казахстана» «Всемирной истории», «Человек и

общество, «Археология», «Этнология».

Постреквизиты дисциплины:

Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» является органической частью всемирной истории и тесно связан, с такими общественными науками как социология, культурология и философия, этнология.

Краткое описание дисциплины:

Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, археография, меторлогия, нумизматика, хронология, генеалогия, сфрагистика, геральдика, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические дисциплины определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника(акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды меры длины(протяженности), веса(тяжести), поверхности(площади) и вместимости(объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати сохранившие при документах и в отрыве от них, а геральдика -гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика -их историю. Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах(камне, кости, металле, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. Любая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Вспомогательные исторические дисциплины сопоставляют свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними.

Цель данного курса: Цель вспомогательных исторических дисциплин помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации, о его происхождении. Овладение правилами и методами, разрабатываемые вспомогательными историческими дисциплинами, являются необходимой ступенью к активному восприятию курса источниковедения и получения навыков критики исторических источников: установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.

.

Задачи курса:

- Формирование научного мировоззрения, исторических знаний;

- развитие познавательных способностей и навыков;

- приобщение к общечеловеческим, культурным и нравственным ценностям.

- Умение работать архивными документами и фондом.

- Расширить пути использования новых методик с современными источниками.

По окончании курса студенты должны знать:

- Палеографию и археографию

- Историю письма, материал и орудия письма

- Историю монет, тип и виды монет

- Историю древнетюркских монет, монеты русского государства.

- Геральдику и сфрагистику.

- Античные печати, печати средневековых государств.

- Генеалогию казахских ханов, и русских князей.

- Хронологию и метрологию.

- Юлианский и Грегорианский календарь.

- Древнюю и современную метрологию.

- Эпиграфику Казахстана

- Антропонимику и ономастику

- Историю собственных имен.

По окончании курса студенты должны уметь:

- Определять роль и место события в историческом процессе;

- работать с историческими источниками и литературой;

- осуществлять критический подход к событиям прошлого и настоящего.

Система оценки знаний студентов

  Балльный эквивалент Процентное содержание Традиционная оценка
А 4,0 100% Отлично
А- 3,67 90-94%  
В+ 3,33 85-89% Хорошо
В 3,0 80-84%  
В- 2,67 75-79%  
С+ 2,33 70-74% Удовлетворительно
С 2,0 65-69%  
С- 1,67 60-64%  
Д+ 1,33 55-59%  
Д 1,0 50-54%  
F   0-49% Неудовлетворительно

Виды рубежного контроля знаний:

                       
           


№ФИО Первый рубежный контроль Второй рубежный контроль
 
 


Актив Спец. СРС Контр.Всего Актив Спец. СРС Контр.ВсегоЭк ИтогоОцен

ность навыки работа ность навыки раб. за ка

мен

5 15 5 5 30 5 15 5 5 30 40 100

балл балл балл балл балл балл балл балл балл балл балл балл

Примечания: 1.1. Под «Специальными навыками» следует понимать специфические знания и навыки, формируемые в процессе преподавания конкретной дисциплины.

1.2. Количество видов контроля – 4.

1.3. За каждое пропущенное студентом без уважительной причины учебное занятие из общего количества баллов рубежного контроля вычитается 1 балл.

Политика курса:

  • посещать ежедневно занятия;
  • не пропускать занятия без уважительной причины;
  • отрабатывать пропущенные занятия по согласованию с преподавателем;
  • обязательно и своевременно выполнять домашние задания и т.д.;
  • в случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается;
  • конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;
  • не опаздывать на занятия;
  • активно участвовать в учебном процессе.

Политика академического поведения и этики:

  • во время занятий не разговаривать, отключать сотовые телефоны, не жевать резинку;
  • на занятия приходить в деловой одежде;
  • быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям:
  • быть пунктуальным и обязательным.

Календарно-тематический план по курсу ВИД.

Темы и содержание лекции. Лекции Сроки Cем. СРСП Сроки СРС
  Введение предмет и задачи ВИД   1-неделя        
  Палеография и археография Возникновение письма. История письма.   1-2 неделя.     1-неделя.  
  Нумизматика. История монеты. Лигатура. Номинал. История Изучения монет.   3-неделя.     3-неделя.  
  Сфрагистика. Происхождение печатей. Оттиски. Матрицы.   4-5 неделя     4-5 неделя  
  Геральдика. Вексиллография. Гербы. Знамя. История гераль-и.   5-6 неделя     5-6 неделя  
  Генеалогия. Казахская генеалогия Методика составления генеалоги- ческого дерево. Жузы.Роды. Русская генеалогия.   7-8 неделя     7-8 неделя  
  Историческая метрология. Меры Длины и поверхности. Мусуль- манские меры.   9-неделя     9-неделя  
  Хронология. История современ- ного календаря. Хронология Египта. Высокосные годы.   10-11 неделя     10 неделя  
  Историческая топонимика. История топонимики. Изучение географических названии.   12 неделя     12 неделя.  
  Историческая антропонимика. Имя. Фамилия. Складывание сис- Тем имен. Тюркская антропони- ка. Русские имена.   13-14 неделя     13-14 неделя  
  Историческая география. Физичес- кая, этническая, география. Топография городов. ВСЕГО   15 неделя     15 неделя  

Темы и содержание лекции по курсу «Вспомогательные исторические дисциплины»

1 Тема: Введение. Предмет и задачи ВИД. Место Вид в исторической науке. Практическое применение ВИД в работе историка. Внешняя критика источника. Основные составные части ВИД: палеография, нумизматика,, сфрагистика, эпиграфика, геральдика,, ономастика, генеалогия, историческая топонимика, антропонимика, историческая география. Историческое развитие дисциплин

Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин. Овладение приемами и методами.

2 Тема: Палеография.

Вопросы:

1 Что такое палеография.

2 Из истории палеографии.

3 Палеографический метод.

4 возникновение письменности.

Содержание: Возникновение алфавитного письма.Буквы. Предмет и задачи, метод палеографии. Палеография- вспомогательная историческая диcциплина исследующая письменные памятники с внешней стороны с целью определить время и место их нахождения и возникновения. Под внешней стороной письменного источника мы подразумеваем материал, на котором написаны рукописи, орудия письма, особенности почерков, украшении и чернил и т.д.

Термин палеография возник в 17 веке и состоит из двух слов греческого происхождения: палайос- древний, графо- пишу. Долгое время предмет палеография ограничивался литературными памятниками 11-18 веков. Для памятников этой группы появился новый термин - неография, палеография нового времени. Навыки правильного чтение рукописменных памятников. Изучение особенности письма. Неография. Берестология.История развития палеографии. Пиктография. Русские летописи. Тюркское письмо. Орхоно–Енисейские письмена. Арабское письмо. Внешние признаки письменных источников. Палеография Казахстана. Русская палеография. Орнамент и миниатюра. Развитие палеографической науки Казахстана. Основа труда. Махмуда Кашгари Основное хронология развития казахского языка. Соединение эпиграфики с палеографией археологией. Барельефы и памятные доски. Материал письма. Орудия письма. Способы письма. Графика.

В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда палеографических признаков(материал письма, орудия письма, украшения) и выявления их соответствия их друг-другу для определенного периода времени. Уровень экономического и культурного развития в любую эпоху накладывает свой отпечаток на письменность, определяет ее особенности. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси. Основным материалом для письма до 14 века был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама, расположенного в Малой Азии где во 2 в н э была усовершенствована техника его изготовления. Лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят. Кожу обрабатывали, очищали, натягивали на раму, выстругивали, обрезали листами. Пергамен был белого и желтого цвета. Он был очень дорогим материалом, поэтому листы пергамена могли использовать несколько раз. Палимпсестам- от греческого слова снова стираю.В качестве материала для письма использовалась береста. Береста–кора берез, менее прочный и дешевый материал. Орудием письма древнописцы использовали птичьи и гусиные перья. Основными средствами украшения рукописей были орнамент, заставки, инициалы, вязь миниатюры полевые цветки.

Наиболее ранними и известными материалом для письма служит бумага.Бумага имеет ряд особенностей служить показателем ее датировки.Водяной знак- любая прозрачная линия, фигура, буква полученная вследствие истончения бумажной массы. Пантюзо, вержер, филигрань. Тайное письмо криптография. Декоративное письмо вязь. Типы письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое, и буквенное звуковое. Начертательное либо рисунчатое письмо называют пиктографическим. Египетское иероглифическое письмо. Аккадская клинопись. Письменность майя. Письмо ло-ло, мяо Основные этапы развития письма. Руническое письмо.

2 Тема: Археография.

Вопросы:

1 Археография.

2 Из истории развития археографии.

Содержание: Археография- прикладная историческая дисциплина, разрабатывающая правила и методы издания исторических источников. Задачей археографии является: выявление, отбор, транскрипция и приемы передачи текстов, исследование этих приемов.в их сравнительно историческим развитии, составление научно справочного аппарата, организация публикаторской работы. Первоначально археография развивалась как практическая дисциплина. Уже в 12-17вв. составители летописей и актовых материалов использовали другие источники или их фрагменты. Возникновение археографии как научной дисциплины связано с деятельностью В.Н. Татищева, который широко цитировал русские летописи и опубликовал. Важное место выявлений и публикации источников имели архивы и архивные органы.

4 Тема: Нумизматика.

Вопросы:

1 Монеты. Появление монет.

2 Из истории монеты.

3 Денежная терминология и денежный счет.

4 Нумизматика современного Казахстана.

Содержание: Нумизматика историческая дисциплина. Изучающая монетное производство. Происходит от греческого слово «номизма»- монеты. Монеты оригинальный и важный источник прошлого.Нумизматика-это наука о монетах. Именно о монетах, а не деньгах. Это те деньги, которые приобрели вид металлического куска с клеймом, удостоверяющим его вес и чистоту. В начале оно развивалось как коллекционирование. Первым научным трудом была книга Гильома Руля «Белый обзор монет наиболее знаменитых, существовавших со дня сотворения мира». Нумизматика как наука тесно связано с нумизматической метрологией, кладоведением и бонистикой. Первые монеты: у древних греков и римлян не было нумизматики. Греки приписывали изобретение первой монеты героям своих мифов, римляне- богам Янусу или Сатурну. У Геродота имеются сведения о том, что древние монеты чеканились в государстве Лидий в 7веке д.н.э. зи золота и серебра. Несколько позднее стали чеканить в городе Эгине. Из Лидий и Эгины монеты очень быстро распространились по всей Греции, в Иране, Риме. Самостоятельно монеты появились в индии и Китае, причем мелкие медные монеты в 1 тыс д.н.э.монеты показатель определенного этапа развитии общества и появления у него государства.На монетах чеканился портрет императора, помещались его титулы, а иногда политика этого правителя.Имелись еще дополнительные символы знаки, которые указывали на город выпустившие монеты.

Монеты А. Македонского отражают правления и завоевания А..Македонского.Он велел чеканить монеты с надписью «Басилевск Александр»- царь Александр.Этим как бы подчеркнул свою неограниченную власть Огромная власть Александра позволила ему осуществить единую чеканку на всей громадной территории покоренных земель, с изображением богини Афины.Монеты иллюстрируют наши знания о прошлом. Они дополняют записи древних писателей, данных археологических раскопок. На монетах Римской империи очень часто изображались празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Эти монеты помогают изучать древний быт и религию. Есть денарии, 129 г.до.н.э., иллюстрирующий легенду Обь оснований Рима. Исторические события часто изображались в виде аллегорий. Монеты в средневековую эпоху. Когда Рим пал под ударами бесчисленных племен гуннов и германцев монетное дело в Европе пришло в страшный упадок. Монеты чеканили из самых разных металлов, выпускали серебряные. Золотые иногда и медные, полиметаллические монеты. Монеты в Древней Руси.Система денежных единиц Руси. Неудавшаяся реформа царя Алексея и удавшаяся царя Петра..Русские монеты 15-17 в.в.Порча монет. Нумизматика древнего, средневекового и современного Казахстана. «1918» годовая денежная реформа во время Советской власти. Деньги независимого Казахстана. Тенге, тиын. Ценные бумаги настоящего времени.

5 Тема: Сфрагистика

Вопросы:

1 Что такое сфрагистика.

2 Из истории сфрагистики.

3 Происхождение и внешний вид печатей.

Содержание: Сфрагистика (от греческого слова «сфрагис» -печать) иногда ее называют сигиллография (от латинского сигиллиум- печать) вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом которой является печати. Она является важной частью актового источниковедения. Печати сохранившиеся в отрыве от документа становятся важнейшим источников. Сведения о первых находках печатей в земле появляются только в 19 веке. Интерес к печатям особенно древним возник еще в 18 веке. Основное назначение печати заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет в придании ему юридической силы. В этом своем качестве печати первые появились в Двуречье, Египте и в других странах. Печать сопровождающий документ. Является знаком, свидетельствующим, что документ действительно исходит от лица или учреждения, которым он принадлежит. Изучения печатей помогает проверяет подлинность документов, проверять и уточнять время их написания, устанавливает его автора. Сфрагистика тесно связана с геральдикой. По способу своего происхождения и применение печати можно разделить на две большие группы: вислые-привешивавшиеся к документам, прикладные-оттискивавшиеся на самом документе или предмете. Печати Древне Русского государства. Государственные печати. Княжеские дворцовые печати. Титулярник.

6 Тема: Геральдика и Вексиллография.

Вопросы:

1 Что такое геральдика

2 Происхождение гербов.

3 Теоретическая геральдика.

4 Вексиллография.

Содержание:Геральдика- вспомогательная историческая дисциплина.Основным объектом геральдического исследования является герб(от польского херб от немецского ербе наследство). Гербы могли принадлежат отдельным лицам, городам, областьям государствам. А в средние века различным ремесленникам, корпорациям.цехам, фабрикам. Гербы помещались на вооружении, доспехах. одежде, мебели, коврах, посуде, ларцах, каретах, печатях, монетах, бумажных деньгах, на архитектурных сооружении в виде лепки, на витражах где их красочность была особенно ощутимой, на фресковой росписи потолков и стен дворцов. Гербами называются особые фигуры или символические изображения-эмблемы составленные, на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода общества, учреждения, города, области или целого государства. Характерной особенностью является его наследственность. Индивидуальная печать того или иного лица еще не является гербом. Изображения на печати может считаться гербом только тогда когда оно переходит по наследству. Гербы принадлежавшие феодалам, формировались как родовые. Поэтому геральдика имеет тесную связь с генеалогией и нумизматикой. Сфрагистику и геральдику невозможно изучать друг от друга. Совокупностью эмблем занимается эмблематика. Изучает происхождение и историю эмблем. Геральдика в 18 веке занималась составлением гербов и служила главным образом дворянству. Получение знаний по гербоведению как искусству сочинения гербов и умению определять гербы было своего рода необходимым требованием образования молодежи дворянского сословия. В 18 в. Началось изучение истории печатей и гербов. Гербы возникли в западной Европе в 11-12в.в. в так называемых крестовых походов. Одной из главных, причин вызвавших их появление были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Огнестрельного оружия еще не было; сражались мечами, саблями, копьями, стрелами. Необходимость предохранить война от поражения этим оружием вызывала особый характер вооружения. В средние века были распространены военные игры, рыцарские турниры. На турнир рыцари являлись вооруженные с ног до головы, и распознать можно было только по гербу на щите рыцаря. Теоретическая геральдика. Составные части герба являются: щит, шлем, корона, нашлемник, намет, щитодержатели, девиз, мантия и т.д.для изображения на гербах употреблялось золото и серебро. Герб изображался на различных предметах принадлежавших его владельцу. История геральдики в Руси.

Наиболее важным в данной теме является детальное изучение государственной символики РК. Ордена и медали СССР и Казахстана. Складывание советской наградной системы СССР. Совершенствование наградной системы в годы Великой Отечественной Войны. Наградная система 1945-1990г.г. Современная наградная система Казахстана.

7 Тема: Генеалогия.

Вопросы:

1 Генеалогия.

2 История казахской генеалогии.

3 Родословные казахских ханов и кожа.

4 Социальная группа «ак суйек», происхождение статус.

5 Сословие торе. Ханы и султаны.

6 Русская генеалогия Рюриковичи.

Содержание: Генеалогия-специальная, или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности. Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении родственных отношении по целому причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причем не только в области в области наследования имуществ, но власти (династическое право).Роль генеалогии в историческом исследовании определяется прежде всего тем, что человек выступает одновременно как основой субъект исторического процесса и объект исторического исследования Все исторические закономерности проявляются через деятельность людей.В средние века происхождение человека прочно прикрепляло его к определенной социальной группе, в значительно большей степени, чем более поздние эпохи, определяло его поступки и мысли. Брачные связи между коронованными особами, династические браки играли важную политическую роль. Генеалогия имеет важное значение для архивного дела. При описании личных архивных фондов только знание родственных и семейно брачных связей позволяет порой выявить, что разнородные на первый взгляд документы относятся к одному семейному архивы, что заставляет объединить их в одном фонде. Генеалогические сведения дают возможность вместе с другими фактами опознать адресатов и отправителей писем, не имеющих точной атрибуции.

Методика генеалогического исследования. Родословия обычно представляют в виде генеалогических таблиц, схем и росписей. Они могут составляться в разных вариантах: от родоначальника к потомкам, от одного из потомков к предкам; таблица может быть расположена вертикально и горизонтально. Существует таблицы в кругах. Русская генеалогия. Верхушку русского феодального сословия средневекового периода составляли княжеские роды. До конца 17 века другие дворянские титулы не употреблялись. Титулы в России до Петра не жаловались и были только наследственными, поэтому большинство князей принадлежали к роду Рюриковичей или Гедиминовичей. Все князья Рюриковичей были потомками прежде всего независимых князей, происходивших от сыновей Ярослава Мудрого. Их можно разделить на несколько ветвей Системы социального этикета. Званий, чины, награды, титулы, знаки различия.

Структуры власти в Казахском ханстве опирались на традиционное сословное-кастовое деление номадов на две основные группы- ак суйек, и кара суйек. Эти группы существенно отличались друг от друга. Первая социальная группа представляло собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов. Ее составляли три аристократических сословия: торе, или султаны, сайиды, кожа. К элите черной кости относились сословия родоплеменных вождей батыров, народных судей- биев,старшин и аксакалов.

Сословие торе. Ханы и султаны. Оно объединяло группу лиц, которые происходили от одной из правящих династийных ветвей потомков Чингиз-хана, потомка в восьмом колене старшего сына Джучи-хана, Орда-Эджен-хана. Сословия сайидов и кожа. К сайидам относились представители наследственной мусульманской элиты, возводившие свой корни к пророку Мухаммеду через его двоюродного брата и зятя, мужа дочери Фатимы. В Казахстане до начала 20в. термином кожа обозначались люди, которые претендовало на происхождение так называемых «четырех друзей», пророка Мухаммада, т.е. четырех «праведных» халифов: Абу Бакра, Умара,Усмана.и Али. Роль генеалогии в Казахской истории. Жузы: старший, средний, младший. Роды.

8 Тема: Историческая Метрология.

Вопросы:

1 Метрология

2 Источники метрологии

3 Метрология древнерусского государства

4 Мусульманская метрология

Содержание: Метрология (от греческого слова «метрон»-мера, и «логос» слово, наука, учение)-вспомогательная историческая дисциплина, изучающая меры-длины, площади, объема и веса –в их историческом развитии и взаимной связи. Задачей метрологией является изучение названий мер, в истории их сложения и развития различных систем измерений, приведении мер измерений, существовавших в прошлом у разных народов, в соответствие с современными метрическими мерами.

С другой стороны, задача метрологии заключается в создании конкретных единиц измерений и их точнейших образцов-эталонов, но ее решение не входит в компетенцию историков. Метрология как и другая дисциплина имеет свои источники и разрабатывает собственную методику их исследования. Источники метрологии очень разнообразны письменные памятники, сохранившие различные сведения о мерах или упоминающие их, а также вещественные памятники: гирьки, линейки, архитектурные сооружения с определенными стандартными размерами, иконы, сосуды стандартной емкости и др.

Как система конкретных знаний метрология зародилось в глубокой древности, поскольку без измерений было невозможно строить жилища, изготовливать орудия труда и оружие,шить одежду. С возникновением и развитием обмена между племенами потребность в измерениях резко возросла. В связи с этим, приблизительные, часто условные меры, существовавшие у различных народов, приводятся в определенные рациональные отношения с друг другом, вырабатываются эквиваленты различных мер.В основе древнейших измерений лежали части человеческого тела: палец, локоть, стопа, о чем свидетельствуют название многих единиц измерений у разных народов.Мерами длины служили также шаги, длина пути, мера площади. Количество, который человек мог захватить или унести-горсть, пригоршня, охапка и др.

Источники метрологии.Метрология древнерусского государства. Меры длины. Пядь являлась самой мелкой единицы измерения длины. Она определялась, расстоянием между вытянутыми большим, и указательным пальцами руки. Локоть равна расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Сажень равнялась трем локтям, протянуть руку вперед. Меры поверхности (площади). Меры сыпучих тел. Меры жидкостей. Ведро, бочка, корчага. Меры веса. Метрология 19-20в.в.Создание Международной метрической системы.

9 Тема: Хронология.

Вопросы:

1 Предмет и задача хронологии.

2 Календари.

3 Мусульманский календарь

Содержание: Хронология- вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов «хронос»-время, и «логос»-слово, наука, учение. Цель исторической и технической хронологии заключается в определении (дат) исторических событии и документов. Она исследует различные системы времясчисления в их развитии и взаимодействий, определяет, уточняет и проверяет даты источников Хронология развивалась определенную систему знаний из наблюдении за небесными явлениями и связанными с ними изменениями в природе. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме получила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как Западной Европе, так и на Востоке,особенно в Средней Азии. Единицы счета времени. Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством счета времени- сутки, месяц и год- определяются астрономическими факторами: сутки- периодом обращения земли вокруг своей оси, месяц- периодом обращения луны вокруг земли, год- периодом обращения земли вокруг солнца. Звездные и солнечные сутки. Месячный счет времени. Периодическая смена времени года. Календари. Календарем называется определенная система счета времени. Название происходит от латинского слова календы первый день нового месяца, первые календарные системы возникли в 4-3 тыс.до н.э. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток. Древнейший солнечный календарь появился в Египте в 4 тыс.до н.э. Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покояниям в грехах и памяти умерших сородичей. Современный международный календарь является солнечным. Лунный календарь до настоящего времени употребляется в ряде мусульманских стран. Юлианский календарь.В Древнем Риме с7в.до н.э. употреблялся лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней делившихся на 12 месяцев. В 46 г.до н.э. по инициативе Юлия Цезаря была осуществлена новая реформа. Григорианский календарь Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календаря. Эры и их виды. Русская система счета времени. Мартовский и сентябрьский календарные стили. Индикты. Круги солнца. Вруцелетто. Определение дней и недели по формулам. Установление дат по праздникам. Значение хронологии для исторических исследований.

10 Тема: Историческая Топонимика. Историческая география.

Вопросы:

1 Предмет и задачи топонимики.

2 Топонимика Казахстана.

Содержание: Топонимика- составная часть исторической ономастики, имеющая своей целью изучение географических названий, их происхождение, содержание изменение. Существует следующие виды топонимов: название государств, регионов, населенных пунктов, улиц, рек, водоемов и тд. Топонимика Казахстана. Современная западная топонимика. Системы и группы топонимов. Исторические пласты топонимики. Использование топонимики в работе историка. Взаимосвязь топонимических систем мира. Современные исследования в области топонимики. Основные направления в

исследованиях исторической географии. Роль географической среды в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана и России. В изучаемом разделе ВИД характеризируется следующие направления исследовательской работы. Историческая и физическая география, историческая география населения, Историческая этническая география, историческая топография городов, историческая политическая география. Взаимосвязь географической среды. И социально- экономической и политической истории России и Казахстана.

11 Тема: Историческая антропонимика.

Вопросы:

1 Предмет и задачи антропонимики.

2 Значение антропонимики.

Содержание: Антропонимика-вспомогательная историческая дисциплина, изучающая личные имена и их системы в историческом развитии. Основная задача антропонимики через способы наименования людей в прошлом наглядно показать социальную структуру общества, быт и характер народа. Антропонимика является составной частью исторической ономастики. Псевдонимы. Судьба имен. Имя. Фамилия. Складывание современных систем имен. Арабская система имен. Русская дореволюционная антропонимика. Двуосновные имена. Тюркская и Казахская антропонимика. Влияние ислама на имена. Тотемные имена. Современная антропонимика. Три этапа антропонимики. Новые имена. Греческие имена. Латинские имена. Принципы наречение имен. Значение антропонимики. Этнонимика - изучающая название городов. Племен и других этнических групп. Имена из святых церковных календарей называют календарными. Календарные имена на Руси называют греческими. Во второй половине 15-16 в.в. начало складываться фамилии у русских феодалов. Фамилия дворянина стала юридическим фактом.

Рекомендуемая учебная литература.

Палеография.

1 Тихомиров М.Н.., Муравьев А.В., Русская палеография. М.,1966.

2 Янин В. Я посылал тебе бересту.Изд.2-е М.,1975.

3 Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М-Л.,1951.

4 Айдаров Ғ Күлтегін ескерткіші.Алматы 1995.

5 Кьера Э. Они писали на камне.М: Наука,1984.

6 Павленко Н.Я. История письма. Минск, 1987.

7 Древнее исскуство Азии. Петроглифы.Кемерово,1995.

8 Барманекулов М. Тюркская вселенная.Алматы,1996.

9 Рейсер С.А.Палеография и текстология нового времени.М.,1970.

10 Муравьев А.В.Русская палеография.М.,1977.

11 Древнерусское исскуство.Рукописное книга.М., 1974.

12 Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика.М., 2001.

Нумизматика.

1 Введение специальные историческе дисциплины.М.,1990.

2 Казаманова Н.Л. Введение античную нумизматику. М.,1969.

3 Нуимзматика и эпиграфикаюМ.,1963.

4 Федоров-Давыдов Г.А. Монеты свидетели прошлого.М.,1985.

5 Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают.М.,1990.

6 Фенглер Х., Гирроу Г., Унглер В. Словарь нумизмата.М.,1982.

7 Монеты древнего Хорезма.

8 Спаский И.Г. Русская монетное система.Л.,1970.

9 Шорин.П.А. Монеты СССР.М.,1970.

Историческая метрология

1 Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология.М.,1975.

2 Беклемишев А.В.Меры и единицы физических величин.М.,1954.

3 Хинц В.Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему.М.,1970.

4 Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990.

5 Тюрин Н.И. В поисках точности.М.,1960

6 Черепнин Л.В. Русская метрология.М. 1954.

.

;

Сфрагистика и геральдика.

1 Геральдика- материалы и исследования.Л.,1988.

2 Вокруг света. Геральдический альбом, №2,1990.

3 Шаймерденов Е.Қазақ елінің рәміздері. Алматы.1993.

4 Государственные символы Республики Казахстан.А.,1997.

5 Каменцева Е.И. Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика.М.,1974.

6 Леонтьева Г.А. Шорин П.А. Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины.В.,2000.

7 Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов.М.,1985.

Генеалогия. 1Введение в специальные исторические

дисциплины.Изд.МГУ,1990.

8 Соболева Н,А. Русские печати.М.,1991.

Генеалогия.

1 Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990.

2 Генеалогия. Источник. Проблема. М.,1989.

3 Ерофеева И.В.Родословные казахских ханов и кожа.А.,2003.

4 Моңғолдың құпия шежіресі. А.,1998.

5 Әбілғазы. Түрік шежіресі.А.,1992.

6 Қадырғали Жалайыр. Шежірелер жинағы.А.,1997.

Хронология.

1 Каменцева Е.И. Хронология.М.,1967.

2 Полак И.Ф. Время и календарь.

3 Завельский Ф.С. время и его измерения.М.,1987.

4 Абишев Х.А. Элементы астрономии погода в устном народном творчестве казахов.А.,1959.

5 Кары-Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека.М-Л.1950.

6 Городилов В.Н. Время и календарь.М.,1967.

7 Введение в специальные исторические дисциплины.Изд. МГУ 1990.

8 Бережков Н.Г.Хронология русского летописания.М.,1970

9 Селешников С.И. История календаря и хронологии.М.,1977.

Историческая география и топонимика.

1 Мурзаев Э.М. Топонимика популярная.М.,1973.

2 Абдирахманов А.Топонимика и этимология. А.,1975.

3 Гумилев Л.Н. Тысячилетие вокруг Каспия.М.,1994.

4 Оссон К. От Чингизхана до Тамерлана.А.,1996.

5 Бекмаханов Е. Казахстан в 20-30-е годы XIX века.А.,1992.

6 Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990.

7 Краткий топонимический словарь.М.,1966.

8 Суперанская А.В. Что такое топонимика.М., 1985.

Историческая антропонимика.

1 Антропонимика.М., 1970.

2 Веселовский С.Б. Древнерусские имена, прозвища и фамилии.М., 1974.

3 Никонов В.А.Имя и общество.М.,1974.

4 Суперанская А.В. Имя -через века и страны.М.,1990.

 
 

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова   СТ ЖГУ 13-2005 Издание 1
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Методические рекомендации к практическим занятиям Форма № 07
19.08.2005

Методические рекомендации к семинарским занятиям

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ СРСП ПО КУРСУ «ВИД»

1 ТЕМА: История письма

Цели и задачи: знакомство с закономерностями развития письма, обосновать возникновение письменности. Изучить историю письма, тайное письмо.

Форма проведения: доклад.

Вопросы:

1 Пиктографическое письмо

2 Палеографический метод

3 Клинопись

4 История развития палеографии

Литература

1Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская Палеография.М.,1966

2Янин В.Н. Я посылал тебе бересту.М.,1975

3Медоев А.Г.Гравюры на скалах.А.,1979

4Нумизматика мен эпиграфика.М;Наука.1970

5Кьера Э. Они писали на камне.М;Наука1984

6Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990

2 Тема: Археография.

Цели и задачи: Изучение археографии, знакомство с историей археографии.

Форма проведения: реферат.

Вопросы:

1Что такое археография

2. История археографии

Литература

1Малов С.Е.Памятники древнетюркской письменности.М-Л.,1969

2Леонтьева Г.А.Вспомогательные исторические дисциплины.М.,2000

3 Тема: Нумизматика

Цели и задачи: Предмет нумизматики и его задачи. Изучение чеканки монет, порча монет. История монеты. Внешний вид, техника изготовления монеты.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Античные монеты

2 Монеты А. Македонского

3 Русские монеты

4 Монеты древнего Хорезма

6 Монеты современного Казахстана

Литература

1Казаманова Л.Н.Введение в античную нумизматику.М.,1979

2Федоров –Давыдов Г.А. Монеты свидетели прошлого.М.,1985

3Бурнашева Р.М. Монетный материал с городище Отрартобе.А.,1974

4Фенглер Х. Словарь нумизмата.М.,1982

4 Тема: Сфрагистика

Цели и задачи. Изучение историю и происхождение печатей. Установление подлинностей и авторства. Роль печати в современном мире.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1Печати Древнего Востока

2 Античные печати

3 Печати Русского государства

4 История развития печатей.

Литература

1Каменцева Е.И. Русская сфрагистика и геральдика.М.,1985

2Введение в вспомогательные исторические дисциплины.М.,1990

5 Тема: Геральдика, Вексиллография.

Цели и задачи: Детальное изучение государственной символики Республики Казахстан. Ордена и медали. Роль геральдики в истории.

Форма проведения: вопрос-ответ

Вопросы:

1 Происхождение герба

2 Теоретическая геральдика

3 Развитие геральдики в России

4 Знамя. Флаг. Государственные и национальные.

.Литература

1 Геральдика-материалы и исследования.Л.1988

2 Вокруг света.Геральдический альбом.1990.,2

3 Государственные символы РК.А.,1997

6Тема: Генеалогия

Цели и задачи: Изучение составления родословных, выяснения происхождение родов, семей, выявление родственных связей. Роль генеалогии в историческом исследовании.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Русская генеалогия

2 Родословные казахских ханов и кожа

3 Сословие торе. Ханы и султаны

4 Исторические материалы по генеалогии

5 Составление генеалогического дерева

Литература

1 Генеалогия.Источник.Проблема.

2 Қадырғали Жалайыри.Шежірелер жинағы.

3Гумилев Л.Н.Көне түріктер.А.,1994

4 Ерофеева Г.И.Родословная казахских ханов и кожа.А.,2001

7 Тема: Историческая метрология

Цели и задачи: Предмет и задачи метрологии. Изучение историю сложение систем мер, название единиц измерения. Мусульманские меры и веса.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Метрология древнерусского государства

2 Русская метрология

3 Мусульманская метрология

Литература

1 Каменцева Е.И. Устюгов Н.В. Русская метрология.М.,1975

2 Беклемишев А.В. Меры и единицы физических величин.М.,1961

3 Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему.М.,1970

4 Тюрин Н.П. В поисках точности.М.,1960

8 Тема: Хронология

Цели и задачи:Цель исторической и технической хронологии. Определение времени и дат, событии и документов. Развитие хронологии как науки. Календари.

Форма проведения: доклад

Вопросы:

1 Юлианский календарь

2 Григорианский календарь

3 Мартовские и сентябрьские календарные стили.

4 Определение дней и недели по формулам

Литература

1Каменцева Е И ХронологияМ.,1967

2 Полак И,Ф.Время и календарь

3 Селешников С.И. История календаря и хронология.М.,1970

4 Ысқақов М. Халық календары.А.,1980

5 Әбішұлы Х.Халық астрономиясы А.,1969

6Кары-Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека.М-Л.,1970

7 Городилов В.Н.Время и календарь.Барнаул.,1957

9 Тема: Историческая Топонимика

Цели и задачи: Изучение географических названий, их происхождение, содержание, изменение. Виды топонимов. Взаимосвязь топонимических систем мира.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Историческая топонимика

2 Виды топонимов. Название

3 Современные исследования в области топонимики.

Литература

1Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990

2 Әбдірахманов А.Топонимика и Этимология.А.,1975

3 Мурзаев Э.М. Топонимика популярная.М.,1984

4Оссон К.От Чингисхана до Тамерлана.А.,1996

10Тема: Историческая антропонимика

Цели и задачи: Изучение антропонимики. Знакомство принципы и наречение имен. Складывание современных систем имен.

Форма проведения: доклад

Вопросы:

1 Историческая- физическая география.

2. Историческая география населения.

3. Историческая – этническая география.

4. История географии городов.

Литература

1Никонов В.И.Имя и общество.М.,1970

2 Антропонимика.М.,1970

3 Суперанская А.В.Имя-через века и страны.М.,1990

11 Тема: Историческая география

Цели и задачи: Изучение основных направлении, в исследованиях исторической географической среды и социально – экономической политической истории Казахстана и России.

Форма проведения: доклад.

Вопросы:

1 историческая –физическая география.

2 историческая география населения

3. историческая – этническая география

4. историческая география городов.

Литература

1Попов А.И.Географические названия.М.,1965

2Веселовский С.Б.Топонимика на службе у истории.М.,1974

3Суперанская А.В.Что такое топонимика.М.,1985

Планы семинарских занятий

1 ТЕМА: История письма

Цели и задачи: знакомство с закономерностями развития письма, обосновать возникновение письменности. Изучить историю письма, тайное письмо.

Форма проведения: доклад.

Вопросы:

1 Рунические памятники древнего Казахстана

2 История письменности и письма

3 Орхоно-Енисейские рунические памятники

4 Китайское письмо и надпись

Литература:

1.Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская Палеография.М.,1966

2.Янин В.Н. Я посылал тебе бересту.М.,1975

3.Медоев А.Г.Гравюры на скалах.А.,1979

4.Нумизматика мен эпиграфика.М;Наука.1970

5.Кьера Э. Они писали на камне.М;Наука1984

6.Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990

2 Тема: Археография.

Цели и задачи: Изучение археографии, знакомство с историей археографии.

Форма проведения: реферат.

Вопросы:

1Что такое археография

2. История археографии

3. Археографический метод

Литература:

1.Малов С.Е.Памятники древнетюркской письменности.М-Л.,1969

2.Леонтьева Г.А.Вспомогательные исторические дисциплины.М.,2000

3 Тема: Нумизматика

Цели и задачи: Предмет нумизматики и его задачи. Изучение чеканки монет, порча монет. История монеты. Внешний вид, техника изготовления монеты.

Форма проведения: письменная работа

Вопросы:

1. Монеты государства Кангюй

2 Монеты Тимура

3 Русские монеты

4 Монеты древнего Хорезма

Литература:

1.Казаманова Л.Н.Введение в античную нумизматику.М.,1979

2.Федоров –Давыдов Г.А. Монеты свидетели прошлого.М.,1985

3.Бурнашева Р.М. Монетный материал с городище Отрартобе.А.,1974

4.Фенглер Х. Словарь нумизмата.М.,1982

4 Тема: Сфрагистика

Цели и задачи. Изучение историю и происхождение печатей. Установление подлинностей и авторства. Роль печати в современном мире.

Форма проведения: контрольная работа

Вопросы:

1.Печати Советского государства

2.Античные печати

3.Тип и виды печатей

4.История развития печатей.

Литература:

1.Каменцева Е.И. Русская сфрагистика и геральдика.М.,1985

2.Введение в вспомогательные исторические дисциплины.М.,1990

3.Леонтьева Г.А.Вспомогательные исторические дисциплины.М.,2000

5 Тема: Геральдика, Вексиллография.

Цели и задачи: Детальное изучение государственной символики Республики Казахстан. Ордена и медали. Роль геральдики в истории.

Форма проведения: вопрос-ответ

Вопросы:

1 Государственные символы РК

2 Теоретическая геральдика

3 Развитие геральдики в СССР

.Литература:

1 Геральдика-материалы и исследования.Л.1988

2 Вокруг света.Геральдический альбом.1990.,2

3 Государственные символы РК.А.,1997

4.Леонтьева Г.А.Вспомогательные исторические дисциплины.М.,2000

6Тема: Генеалогия

Цели и задачи: Изучение составления родословных, выяснения происхождение родов, семей, выявление родственных связей. Роль генеалогии в историческом исследовании.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Русская генеалогия

2 Родословные казахских ханов и кожа

3 Сословие торе. Ханы и султаны

4 Исторические материалы по генеалогии

5 Составление генеалогического дерева

Литература:

1. Генеалогия.Источник.Проблема.

2.Қадырғали Жалайыри.Шежірелер жинағы.

3. Гумилев Л.Н.Көне түріктер.А.,1994

4. Ерофеева Г.И.Родословная казахских ханов и кожа.А.,2001

7 Тема: Историческая метрология

Цели и задачи: Предмет и задачи метрологии. Изучение историю сложение систем мер, название единиц измерения. Мусульманские меры и веса.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Метрология древнерусского государства

2 Русская метрология

3 Мусульманская метрология

Литература:

1. Каменцева Е.И. Устюгов Н.В. Русская метрология.М.,1975

2. Беклемишев А.В. Меры и единицы физических величин.М.,1961

3. Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему.М.,1970

4.Тюрин Н.П. В поисках точности.М.,1960

8 Тема: Хронология

Цели и задачи:Цель исторической и технической хронологии. Определение времени и дат, событии и документов. Развитие хронологии как науки. Календари.

Форма проведения: доклад

Вопросы:

1 Хронология В Древнем Риме

2 Календарь Древнего Египта

3 Мусульманская хронология

4 Определение дней и недели по формулам

Литература:

1.Каменцева Е И ХронологияМ.,1967

2. Полак И,Ф.Время и календарь

3.Селешников С.И. История календаря и хронология.М.,1970

4. Ысқақов М. Халық календары.А.,1980

5. Әбішұлы Х.Халық астрономиясы А.,1969

6.Кары-Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека.М-Л.,1970

7. Городилов В.Н.Время и календарь.Барнаул.,1957

10 Тема: Историческая Топонимика

Цели и задачи: Изучение географических названий, их происхождение, содержание, изменение. Виды топонимов. Взаимосвязь топонимических систем мира.

Форма проведения: беседа

Вопросы:

1 Топонимика Казахстана

2 Виды топонимов. Название

3 Современные исследования в области топонимики.

4 Топонимика Жетысу.

Литература:

1 Введение в специальные исторические дисциплины.М.,1990

2 Әбдірахманов А.Топонимика и Этимология.А.,1975

3 Мурзаев Э.М. Топонимика популярная.М.,1984

4 Оссон К.От Чингисхана до Тамерлана.А.,1996

10Тема: Историческая антропонимика

Цели и задачи: Изучение антропонимики. Знакомство принципы и наречение имен. Складывание современных систем имен.

Форма проведения: доклад

Вопросы:

1 Влияние ислама на имена.

2. Историческая география населения.

3. Историческая – этническая география.

4. История географии городов.

Литература:

1Никонов В.И.Имя и общество.М.,1970

2 Антропонимика.М.,1970

3 Суперанская А.В.Имя-через века и страны.М.,1990

11 Тема: Историческая география

Цели и задачи: Изучение основных направлений в исследованиях исторической географической среды и социально – экономической политической истории Казахстана и России.

Форма проведения: реферат

Вопросы:

1 историческая –физическая география.

2 историческая география населения

3. историческая – этническая география

4. историческая география городов.

Литература:

1Попов А.И.Географические названия.М.,1965

2Веселовский С.Б.Топонимика на службе у истории.М.,1974

3Суперанская А.В.Что такое топонимика.М.,1985


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: