Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Аудиторные занятия по курсу осуществляются в виде лекций и семинарских занятий. Особое место в процессе обучения занимают семинарские занятия, на которых студенты знакомятся с приёмами анализа историко-правового документального материала, а также с уровнем требований, которые предъявляются к знаниям источников права. Планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемых в рамках общего курса «Истории государства и права зарубежных стран». Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать указанными вопросами: на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.

Главными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являются формально-юридический (анализ событий, фактов и законодательных текстов с помощью юридических терминов) и сравнительно-юридический (изучение правовых установлений и полномочий учреждений государственной власти в их возникновении и эволюции на протяжении одного или нескольких исторических периодов).

Среди нетрадиционных форм проведения лекций и семинаров следует выделить проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию пресс-конференцию, лекцию-беседу, а также проблемный, тематический, ориентационный семинар и другие.

Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Преподаватель не только передаёт информацию, а приобщает студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развёрнутому комментированию преподавателем, подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

На лекции пресс-конференции студенты письменно задают вопросы по теме. Преподаватель сортирует вопросы по содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение интересов слушателей.

Проблемный семинар проводится перед изучением раздела курса. Преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Это позволяет выявить уровень подготовки студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме. Перед началом семинара студентам даётся задание выделить существенные стороны темы. Преподаватель делает это сам, если студенты затрудняются проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет подготовку студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Предметом ориентационного семинара являются новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы и т. д. Студенты высказывают свои соображения, мнения, точку зрения, возможные варианты исполнения закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Разработчики:

АНО ВПО Московский Заведующий кафедрой

гуманитарно-экономический государственно-правовых дисциплин институт ТФ МГЭИ

В.И. Ирлицин

Эксперты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: