(авт. Гарайшина И.Н.)
Цели:
· обобщить знания обучающихся об информации и её роли в жизни человека;
· развивать любознательность и наблюдательность детей, формировать его информационную культуру;
· провести инструктаж по технике безопасности и напомнить правила поведения при работе в компьютерном классе.
Педагогические задачи:
· вести работу по формированию общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
· развивать умение обобщать, систематизировать полученные знания;
· прививать интерес обучающимся к исследованию;
· организовать изучение материала на основе эвристической беседы и самостоятельной работы с книгой.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
· вспомнить, что человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств;
· понимать, как человек воспринимает и оценивает информацию;
· знать виды информации по форме представления.
|
|
Ключевые понятия: сбор информации.
Вспомогательные понятия: виды информации по способу восприятия и форме представления.
Характеристика урока:
· форма организации: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт обучающихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради №1);
· тип урока: комбинированный (обобщение знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
· стратегия: самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран), презентация к уроку.
План урока:
I. Организационный момент (1-2 мин)
II. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (9-12 мин)
III. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-8 мин)
IV. Физкультминутка (2-3 мин)
V. Компьютерный практикум (10 мин)
VI. Обобщение и подведение итогов (3 мин)
VII. Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин)
Ход урока:
Ι. Организационный момент, знакомство с оборудованием в компьютерном классе, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам вновь предстоит открыть дверцу в волшебный мир информатики. Всё новое начинается с правил, наш урок не будет исключением.
(слайд 2) (рис. 37)
Рис. 37
ΙΙ. Новый материал по теме урока.
1. Эвристическая беседа:
а) - Природа одарила человека органами чувств. Сколько их? Перечисли.
(слайд 3) (рис. 38)
- Покажи, какими органами чувств воспринимается каждый из предметов на рисунке.
Работа с индивидуальными карточками.
Рис. 38
Проведи стрелочки, как показано на рисунке.
|
|
(слайд 4) (рис. 39)
Рис. 39
б) Виды информации.
(слайд 5) (рис. 40)
Информация бывает разного вида (рис. 40) Например: (дети приводят примеры).
Рис. 40
Это зависит от того, какими органами чувств мы её воспринимаем.
(слайд 6)
Определи: какого вида следующая информация? (рис 41)
Рис. 41
ΙΙΙ. Работа в тетради на с. 3, № 2 (слайд 7 - чистый)
- Приведи примеры.
Укажи буквами Ч (числовую), Г (графическую), Т (текстовую) информацию.
Придумай свои примеры различных видов информации. Какая информация воспринимается нами? (рис. 42)
Рис. 42
в) - Где хранится информация, полученная человеком? (в его памяти)
- Хранить информацию можно и независимо от памяти человека, для этого её нужно представить на носителе - на бумаге, доске, в памяти компьютера. На носителе информация хранится независимо от памяти человека.
Работа в тетради № 1 на с. 4, №4.
г) - Какие носители информации ты используешь?
- Для чего ты используешь носители информации?
- На какие носители можно записать звук, речь, мелодии?
е) - Одновременно воспринимая разнообразные информационные потоки органами чувств, человек осознаёт только часть полученной информации. Почему?
- Работа по учебнику. Чтение текста с. 9.
Вывод: Мозг человека из всех поступающих сигналов выбирает только те из них, которые нужны человеку здесь и сейчас.
- Работа со словарём: актуальность.
Актуальность, важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность (например, актуальный вопрос)
Приведите примеры.
4. Работа с учебником.
- Есть ещё одно удивительное свойство человека. Какое? Найдите ответ на с. 9 - 10.
(слайд 8) (рис. 43)
Вывод:
Рис. 43
- Приведите примеры.
- Тест (Р/Т с. 6, № 7) (слайд 9 - чистый)
ΙV. Физкультминутка.