При формировании МС, управлении МИ и его приватизации возникают сложные экономические проблемы:
1. Передача объектов в МС (ведомственного жилья, объектов инженерной инфраструктуры, объектов социального назначения) – принимая объекты, муниципалитет не всегда получает вместе с ним дополнительные доходы а бюджет для финансирования их содержания.
Отказаться от приема тоже опасно, так как многие предприятия не в состоянии содержать дома, детские сады, больницы. Часто предприятие просто «бросают» объекты, а их имущество разворовывается.
Очень часто муниципалитет вынужден принимать объекты, в состоянии сильного износа (ветхие дома, требующие капитального ремонта, изношенные сети).
2. Проблема при сдаче в аренду, необоснованные ставки арендной платы за использование имущества.
3. Определение необходимости приватизации объекта (в сравнении с арендой). Для приватизации привлекательны доходные объекты.
Доходный объект можно продать по высокой цене и обеспечить разовый большой взнос в местный бюджет, а аренда будет постоянно пополнять бюджет.
|
|
При приватизации нужно учитывать социальную значимость объекта, целесообразность.
Цель приватизации убыточных объектов – сокращение расходов бюджета на их содержание, но цена в этом случае может быть низкой.
4. Проблема приватизации жилья. Муниципалитет заинтересован в том, чтобы как можно больше жителей стали собственниками жилья, а в муниципальной собственности осталось только социальное жилье и специализированное (*К специализированному жилью относится служебное жилье, общежития, маневренный жилой фонд (предоставляемый на время, например, проживания граждан, в доме которых проводится капитальный ремонт), временный фонд (для беженцев, вынужденных переселенцев), жилищный фонд системы социального обслуживания (дома престарелых, хосписы).
ОМСУ вправе создавать МУП, МО и МУ, участвовать в создании хозяйственных обществ (даже межмуниципальных), которые важны при решении ВМЗ.
ОМСУ определяют цели, условия и порядок деятельности МУП и МУ, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов.
МУП создается в производственной сфере (водоснабжение, транспорт), это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним (Водоканал, ЖЭУ, ТТУ).
МУ и МО – организации и учреждения, созданная ОМСУ для осуществления управленческих, социальных, культурных функций некоммерческого характера (школы, библиотеки, поликлиники, детские сады). МУ создаются в сферах, требующих бюджетного финансирования.
|
|
Это хозяйствующие субъекты, которым передается в управление МИ, выделенное из муниципальной казны, являющееся неделимым и находящееся у МУП на праве хозяйственного ведения, а у МУ – на праве оперативного управления.
Хозяйственное ведение – собственник имущества (МО) устанавливает лишь общие правила функционирования МУП, не вмешиваясь в его текущую деятельность. МУП самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом.
Оперативное управление предполагает, что МУ обладает правами владения, пользования и распоряжения МИ только в соответствии с целями своей деятельности и целями МО. МО – собственник имущества и оно вправе изъять неиспользуемое имущество (или используемое не по назначению). Соответственно право оперативного управления для МУ значительно более ограничено, чем право хозяйственного ведения.
МУП неэффективны, услуги оказываются некачественно и часто они доводятся до банкротства с последующей приватизацией.
МУП не заинтересованы в повышении эффективности, так как это сокращает их финансирование из местного бюджета. Эффективность деятельности предполагает получение прибыли и отчисление от прибыли в местный бюджет. Поэтому МУП можно сдавать в аренду, концессия.
Специфика управления МУ всегда определялась:
1. Их социальной значимостью для населения МО;
2. Ограниченными возможностями местного бюджета для их функционирования.
В РФ назрела серьезная необходимость реформирования МУ. Основные причины:
Ø Неэффективность деятельности МУ;
Ø Низкое качество оказания муниципальных услуг;
Ø Неэффективное использование бюджетных средств.
Административная реформа предусматривает сокращение ГУП и МУП с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо для осуществления публичных функций. Вместо этого – необоснованный рост платных услуг, необоснованные тарифы, передача земельных участков в аренду через непрозрачные процедуры.
Чтобы решить эти проблемы был принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть закона – повышение самостоятельности, самодостаточности и самофинансирования учреждений. Это должно повысить их заинтересованность в результатах деятельности и улучшении качества услуг.
Закон разделил бюджетные учреждения на:
Казенные – самые зависимые от учредителя, не могут получать внебюджетные доходы. Возможные доходы не будут облагаться налогами на прибыль (СИЗО, военные ведомства);
Бюджетные – финансируются в форме субсидий на основе специального задания, не вправе распоряжаться имуществом. Могут оказывать платные услуги сверх норматива (школы, музеи, медицинские учреждения);
Автономные – наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности, самостоятельное распоряжение имуществом.
Приложение 1. Правовые режимы использования МС
Приложение 2. «Бремя» права собственности