Предмет и задачи дисциплины «Права человека»

Зыль Е.В.

З96 Права человека: Курс лекций / Зыль Е.В.– Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 64 с.

ISBN 985-457-355-9

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».

УДК 342.7(076.6)

ББК 67.99(2)0

ISBN 985-457-355-9 ã Зыль Е.В., 2005
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

Предмет и задачи дисциплины «Права человека» 5

ТЕМА 1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ 7

Лекция 1. Философская концепция происхождения
прав человека и ее регламентация в национальном законодательстве некоторых государств 7

Контрольные вопросы к теме №1 11

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 13

Лекция 2. Становление и развитие международного сотрудничества в области прав человека 13

Формирование сотрудничества в рамках Лиги Наций 13

Роль Международной организации труда в области социальных прав человека 15

Международный билль о правах человека 16

Всеобщая декларация прав человека 18

Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах 22

Права человека: понятие, принципы, классификация 26

Контрольные вопросы к теме №2 31

ТЕМА 3: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕДУРЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 32

Лекция 3. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека 32

Понятие и виды международных контрольных механизмов и процедур 32

Универсальные международные контрольные механизмы и процедуры (в рамках системы ООН) 35

Процедура 1235 38

Процедура 1503 38

Региональное сотрудничество государств в области защиты прав человека 42

Европейская система защиты прав человека. 42

Человеческое измерение 44

Американская система защиты прав человека 45

Африканская система защиты прав человека 47

Содружество Независимых Государств (СНГ) 48

Контрольные вопросы к теме №3 49

ТЕМА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 50

Лекция 4. Реализация норм права прав человека в законодательстве Республики Беларусь 50

Контрольные вопросы к теме №4 54

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ 55

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 60

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 62


ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи дисциплины «Права человека»

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав: права на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и которые носят универсальный характер.

Предметом дисциплины «Права человека» является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты жизнедеятельности человека и общественного бытия, – права человека.

Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, поскольку отношения человека и государства – важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство – как правовое или неправовое.

Права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, которые определяют характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII – XVIII вв. Свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы. Человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить внимание на механизмы и процедуры их защиты. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

Знания о правах человека дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Основными задачами изучения дисциплины «Права человека» являются:

· Формирование знаний основных стандартов в области прав человека;

· Изучение международно-правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека;

· Применение полученных знаний в области прав человека при практической работе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: