Одним из проявлений социальной политики в условиях рыночной экономики является наличие имущественного неравенства и существенной дифференциации в доходах различных слоев населения.
Дифференциация доходов в каждый момент времени определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Формирование доходов подчиняется общественным экономическим законам, способ распределения существенно зависит от способа производства, законы и принципы распределения должны соответствовать всей системе экономических отношений.
Доходы отвечают условиям справедливости только тогда, когда их дифференциация связана, прежде всего, с дифференциацией оплаты труда, которая, в свою очередь, находится в зависимости от различий в труде. Именно труд должен быть главным фактором благосостояния, а заработная плата должна в существенной мере определять материальное положение семьи.
Для измерения неравномерности распределения доходов, получаемых различными группами населения, используют различные методы.
|
|
Все факторы, определяющие дифференциацию доходов населения, можно разбить на две группы по характеру их влияния на дифференциацию:
- нивелирующие факторы;
- дифференцирующие факторы.
К факторам, определяющим дифференциацию доходов населения, относятся: социально-политические факторы; социально-демографические факторы; социально-профессиональные факторы; социально-статусные факторы; социально-экономические факторы; социально-географические факторы.
Дифференциация доходов населения имеет место во всех странах, её уровень свидетельствует о степени совершенства социально-экономической системы в обществе.
11.4. Понятие и показатели уровня жизни населении
Уровень жизни - это социально-экономическая категория, которая отражает степень развития и удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей населения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Показателем уровня жизни населения, наряду с измерением уровня дифференциации доходов, служит мера соответствия получаемых доходов прожиточному минимуму и величине потребительских бюджетов. Исследование по этим признакам позволяет формировать социальную политику, ориентированную на определённые (установленные) уровни потребления.
Прожиточный минимум представляет собой показатель объёма и структуры потребления основных материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, который обеспечивает поддержание активного физического состояния различных социально-демографических групп населения. Этот показатель устанавливается на определённом этапе экономического кризиса с целью преодоления его последствий. В формировании прожиточного минимума используют различные подходы: статистический; комбинированный; субъективный; ресурсный.
|
|
Бюджет прожиточного минимума - это стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума и всех затрат на налоги и обязательные платежи. Он рассчитывается с использованием следующих подходов: нормативного и статистического.
В Украине по инициативе профсоюзов и с их участием разработана следующая методика расчёта прожиточного минимума:
- определяются минимальный ассортимент и стоимостная величина «потребительской корзины» на продукты питания, затраты на жилищно-коммунальные услуги, непродовольственные товары, транспортные услуги и др.;
- на основе полученного результата подсчитывается бюджет прожиточного минимума. Минимальные нормы и рассчитанная на их основе структура прожиточного минимума, периодически уточняются и пересматриваются.
Не реже одного раза в пять лет «потребительская корзина» пересматривается и на основе полученных данных устанавливается новый прожиточный минимум.
Более полный набор (в стоимостной и натуральной формах) материальных и духовных благ отражает такой показатель как минимальный потребительский бюджет — баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни тех групп населения, которые вынуждены располагать минимальными доходами.
Минимальный потребительский бюджет это законодательно установленная в государстве среднедушевая месячная стоимость набора продуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты необходимых услуг, лекарств, предметов быта, в том числе и продолжительного пользования, удовлетворения в установленных пределах культурных потребностей, рассчитанных на основе научно обоснованных норм и нормативов с учётом национальных особенностей. Он представляет собой денежную оценку благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Примерное соотношение прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета составляет 1:2. В Украине расчёт стоимости минимального потребительского бюджета впервые проведён в 1991 г. для 13 половозрастных групп.
Методы расчёта минимального потребительского бюджета аналогичны методам расчёта прожиточного минимума, однако он формируется на основе более высоких норм потребления, закладываемых в состав потребительской корзины.
Прожиточный уровень рассчитывается не только в среднем на душу населения или семью, но и для различных категорий населения в отдельности: для трудоспособных граждан, детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, пенсионеров. При этом учитывается, что для проживающих в семье среднедушевые потребительские затраты ниже, чем у одинокого человека (за счёт платы за жильё, непродовольственные товары длительного пользования и др.). Так, в семье из четырёх взрослых людей потребительские затраты на каждого снижаются примерно на 10%, а у одинокого пенсионера они на 10% выше, чем у того, который живёт в семье.
На жизненном уровне населения негативно сказывается инфляция. В связи с этим в Украине в 1997 г. был принят закон, предусматривающий индексацию доходов населения в случае, если инфляция превышает 5%.
Факторы, влияющие на потребности и уровень жизни:
- уровень развития производства и сферы услуг;
- научно-технический прогресс;
- культурно-образовательный уровень населения и др.
Повышение уровня жизни содействует росту качества жизни (условий существования человека), которое характеризуется уровнем потребления товаров и услуг, средней продолжительностью жизни, уровнем заболеваемости, условиями и охраной труда, социальной защищённостью населения, улучшением социальной среды, обеспечением прав человека.
|
|
В соответствии с рекомендациями МОТ уровень жизни отражают следующие показатели:
- объём фонда потребления на душу населения, реальные доходы, продолжительность жизни, образование;
- объём потребления важных продуктов на душу населения в натуральном выражении, обеспеченность жильём, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью;
- охрана здоровья, социальное обеспечение.
При этом учитываются занятость и условия труда, действующие социальные гарантии, демографические, экологические условия, наличие домашнего имущества и др.
Мировая практика выработала для характеристики уровня жизни интегральный показатель индекс человеческого развития.
Индекс человеческого развития включает следующие индикаторы.
· национальный либо валовой внутренний продукт на душу населения (ВВП), который исчисляется в «долларах паритета покупательской способности»;
· продолжительность жизни в годах;
· уровень образования населения, он измеряется в % количеством лет обучения и уровнем грамотности взрослого населения.
Для определения индекса человеческого развития эти величины по исследуемой стране соотносятся с наиболее высокими мировыми уровнями данных показателей.
Как сказано выше, уровень жизни населения в значительной степени определяется величиной ВВП и структурой его использования.
Источником повышения уровня жизни населения является рост национального дохода, который представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. часть совокупного общественного продукта после вычета затраченных в процессе производства средств труда и материальных затрат.
Национальный доход делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления это часть национального дохода, которая используется на расширенное воспроизводство, увеличение непроизводственных фондов, создание государственных резервов и запасов.
|
|
Фонд потребления это часть национального дохода, которая используется на удовлетворение непроизводственных потребностей (личных и общественных), на содержание организаций непроизводственной сферы. В состав фонда потребления входят:
· личное потребление населением материальных благ и услуг:
· материальные затраты в организациях непроизводственной сферы, которые обслуживают население (образование, охрана здоровья, физкультура и спорт, культурное и непроизводственное бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и др.);
· материальные затраты в организациях, которые обслуживают интересы общества в целом (управление, наука, оборона, служба безопасности).
Фонд потребления, в зависимости от формирования и использования, делится на фонд заработной платы и доходов, фонд общественного потребления, фонд содержания общественных организаций и аппарата управления.
Исходя из понимания стоимости жизни как стоимости затрат на воспроизводство рабочей силы, совокупности расходов, которые несёт работник (семья, группа населения) на приобретение товаров и услуг, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания жизнедеятельности, она может определяться на основе не только прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, но и рационального потребительского бюджета.
Рациональный потребительский бюджет предполагает полное удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах.
В отечественной и зарубежной практике для характеристики уровня жизни используют показатели абсолютной и относительной бедности.
К абсолютно бедным относится часть домохозяйств, которые не могут обеспечить себя суммой благ, необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни.
К относительно бедным относится часть домохозяйств, имеющих низкие доходы (в зарубежной практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% сложившегося в стране дохода).
На понятие бедности как социально-экономическое явление влияет проводимая в стране социальная политика.