Оптимальность решений оценивается экономическими критериями

При этом, достижение оптимума, предполагает постановку в каждой задаче определённой системы целей концептуального характера.

Теоретически мыслимы задачи ИСО с любыми множествами допустимых решений и с весьма произвольными критериями оптимальности.

Последние могут иметь вид требований о максимизации (или минимизации) значений одной или нескольких числовых функций, значения которых выражают меру (степень) осуществления целей соответствующим допустимым решением.

Каждая такая функция обычно называется целевой функцией. Если такая функция одна, то говорят о задаче математического программирования, а если более одной, то говорят о задаче векторной оптимизации, или многокритериальной задаче.

Критерий оптимальности можно задавать не только целевой функцией, но и отношениями предпочтения, когда применительно к парам допустимых решений указывается, какое из решений этой пары предпочтительней.

Возможности и пути замены отношений предпочтения численными критериямисоставляют один из основных вопросов полезности теории.

С 70-х гг. 20-го века всё чаще переходят от рассмотрения отдельных задач исследования операций к изучению систем, пространств, исчислений таких задач и исследованию связей между различными задачами или сведению одних задач к другим, более просто устроенным.

Круг приложений исследования операций очень широк.

ИСО используется для решения технических (в основном технологических), технико-экономических, социально-экономических задач, а также задач управления в различных сферах и на различных уровнях, вытесняя постепенно традиционные интуитивные методы принятия решений.

Практическое внедрение результатов ИСО встречается с трудностями различного рода. Первая из них связана с построением концептуальной структуры модели реальной задачи принятия решения (или с подбором уже имеющейся структуры модели).

Этим устанавливается принципиальная возможность моделирования класса реальных задач, включающего рассматриваемую задачу, некоторым классом задач ИСО. Следующая трудность состоит в выборе из этого класса задач ИСО, а именно той, которая моделирует интересующую исследователя конкретную задачу. Для этого, в частности, необходимо измерить значения параметров, определяющих решаемую задачу.

Но поскольку эти параметры имеют не обязательно физический или технический характер, а часто экономический или даже социальный, то их измерение с требуемой точностью может составлять самостоятельную проблему.

Эту трудность сбора информации для построения конкретной модели можно считать основным препятствием на пути выработки оптимального решения.

Пути преодоления названных препятствий, с течением времени привели к своеобразному отбору и концентрации тех методов и методик исследования операций, которые наиболее типичны для конкретных областей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Исследование операций в транспортных системах» является примером такого целесообразного отбора. Транспортная отрасль является в настоящее время наиболее динамичной отраслью, требующей решения неординарных задач, особенно в условиях экономической перестройки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: