Таким образом, речь по существу идет о развернутых вариативных повторениях в основной части тех мыслей, что впервые высказаны во введении

Второй этап повторения основных мыслей научного текста осуществляется в заключении, когда автор вновь обобщенно на более высоком уровне (уровне синтеза научного знания) еще раз повторяет основные концептуальные мысли, содержащиеся в произведении.

План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста), аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текста. Это план так называемых вторичных текстов.

Заглавие научного текста (впрочем, не только научного), неся в себе определенную информацию об обозначаемом им тексте, кратко, но достаточно полно отражает основное содержание роботы и ее идею. Оно является, образно говоря, квинтэссенцией всего произведения, «сгущенным квантом мысли», в сжатом, концентрированном виде отражающим его основное смысловое содержание.

Заглавие работы впервые акцентирует внимание читателя на основной идее авторской концепции. То, что в заглавии выражено в предельно краткой форме, в тексте затем раскрывается с нужной степенью подробности. Заглавие - это высший уровень обобщения содержания текста.

Вторым уровнем обобщения содержания научного тексте является аннотация. В аннотации обобщается содержание всего текста. Она выполняет «осведомительную, сигнальную функцию», содержит ориентирующие сведения. Этот очень небольшой по объему вторичный текст (обычно из пяти-шести предложений) содержит целый ряд концептуальных мыслей.

Главная цель аннотации — констатация основных проблем, решаемых автором в основном тексте. По сути, это некоторое повторение к заголовку, только уже развернутое.

Последним звеном в рамках плана сжатого выражения содержания является оглавление.

В оглавлении научной работы кратко представлены, по существу, все важнейшие смысловые компоненты содержания, основные темы, содержащие все подтемы и микротемы данного текста. Оглавление служит своего рода основанием, на котором разворачивается все обширное (по сравнению с оглавлением) содержание.

Основными свойствами научного текста считают связность, цельность и логичность. О «подчеркнутой логичности» как од­ной из главных черт научной речи мы уже говорили. Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство: в научном тексте не должно быть языковых средств из разговорного, например, стиля) и формы (структурное единство).

Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, проявляющейся в том, что все компоненты текста непосредственно или опосредованно взаимосвязаны в некоторую структуру.

Связность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев, сверхабзацев.

В научном тексте невозможно найти ни одного предложения, которое не было бы связано с тем или иным предложением контактной или дистантной связью.

Некоторые исследователи выделяют в научных текстах такие структурные компоненты, как предмет рассмотрения, установка автора, источники, недостатки предыдущих работ, область применения, назначение, средства реализации, аппарат, примеры, выводы, результаты, рекомендации. Среди этих компонентов есть как устойчивые, которые, по-видимому, должны быть в каждом тексте, так и факультативные.

Смысловую структуру текста можно представить в виде фаз (этапов) коммуникативно-познавательной деятельности ученого (от проблемной ситуации, проблемы, идеи, гипотезы, ее доказательства до закона-вывода), причем последовательность этапов может варьироваться.

Правила построения научного текста:

Запрещается создавать научный текст, не обозначив точ­но, к какой области знания относится данный текст. (89)

Запрещается создавать научный текст без ясного указания на предшествующие исследования по данному предмету (цитирование). Это запрещение может быть ослаблено в том случае, если предмет рассматривается впервые,

Запрещается излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регулирующей правила пользования языком, т.е. вне правил лингвистики, логики и математики.

Запрещается выходить, не оговорив этого специально, за пределы исходных посылок того или иного вида научного знания.

Рекомендуемая литература:

Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. М.: АОЗТ "ИКАР", 1995.

Архипова Н.И. Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения. М.: РГГУ, 2009. -38с.

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 64с.

Беседина Н.В., Машанова И.В. Оформление библиографических ссылок на литературу в научных, дипломных и курсовых работах: учеб. пособие. Челябинск, 1985.

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1.84. - Введ. 01.01.86. М., 1984.

Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. М.: Высшая школа, 1973.

Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: учеб. пособие. М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую работу, реферат. Ростов н/Д, 2001.

Главные правила подготовки, написания и оформления дипломных и курсовых работ / авт.-сост. И.Н Кузнецов. Мн.: Харвест, 2007.304с.

ГОСТ 7.1 - 84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. М., 2001.

ГОСТ 7.12. - 93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. М., 1995.

ГОСТ 7.32 – 2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.60 - 90. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. М., 2001.

Захаров А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию / https://diss-union.com / infot.php?idd=1&id2=20.

Захаров А.Ю., Шершнев Е. Как написать курсовую или дипломную работу за одну ночь. СПб.: Питер, 2009. 256с.

Зверев В.В. Дипломная работа по истории. М.: Экзамен, 2006. 128с.

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. М.: Флинта; Наука, 2009. 288с.

Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: МПИ, 1990.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 1997.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практ. пособие для студентов-магистрантов. М.: Ось-89, 1998. 304с.

Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. Мн., 2000.

Мильчин А.Я. Методика редактирования текста. - М.: Книга, 1980.

Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М.: ИКАР, 2008. 268с.

Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск, 2000.

Новиков А.М. Докторская диссертация? / пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. 2-ое изд. М.: Эгвес, 2000.

Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для аспирантов и соискателей. М.: Эгвес, 1999.

Общие требования и рекомендации по подготовке, написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов всех специальностей Международного факультета управления Томского государственного университета / сост. Н.Д. Шимширт. Томск: Томский гос. ун-т, 2004. 21с.

Памятка автору: О порядке подготовки и издания учебно-методической и научной литературы / сост. В.Ф. Репецкая. - Челябинск, 1999.

Положение о предварительной экспертизе диссертаций. М.: Моск. полиграф, ин-т, 1986.

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Утв. постановлением Госкомвуза России № 3 от 25.05.94 г.

Примеры библиографического описания // Бюлл. Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. - 1989. - № 1.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - 3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1984.

Редактирование отдельных видов литературы / под ред. Н.М. Сикорского. М., 1987.

Реферат. Курсовая и дипломная работа. Мн.: Харвест, 2007. 48с.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учебно-практ. пособие. М., 2001.

Сапаров В.Е. Дипломный проект от А до Я (+ СD-ROM). М.: Солон-Пресс, 2003. 224с.

Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. М.: Книга, 1972.

Свистунов Е.В. Как грамотно оформить, правильно презентовать и успешно защитить письменную работу. М.: СтереоМир, 2006.116с.

Сенкевич М.Л. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1984. 319 с.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании. ГОСТ 7.12.77. Ввел. 01.01.78. - М., 1981.

Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании произведений печати. ГОСТ 7.11.78. Введ. 01.07.79. М., 1978.

Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. Вопросы теории и практики // Жанры информационной литературы / АА. Гречихин, И.Г. Здоров, В.И. Соловьев. М.: Книга, 1983.

Составление библиографического описания: Краткие правила // Междунар. каталогизац. комис. при Гос. биб-ке СССР им. В.И.Ленина. - 2-е изд., доп. - М.: Кн. палата, 1981.

Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите. М., 2000.

Усынина Е.Е. Научный юридический текст: от создания до публикации: учеб. пособие. Челябинск, 1999.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод. пособие / пер. с итальянского. Е.Костюкович. 2-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2003. 240 с.

[1] В соответствие с концепцией индуизма, мантра — это определенная форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы.

[2] См.: Методические рекомендации по организации выполнения и защиты дипломных работ (проектов). Утв. МВД России 17 сент. 1998 г. - М., 1999. - С. 10; См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... - С. 41.

[3] См.: Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.08.93 № 42; Далингер В.А. Требования к магистерским диссертациям в педагогических вузах в свете болонских соглашений // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 4 - С. 72-73; Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практ. пособие для студентов-магистрантов. - М.: Ось-89, 1998. - 304с.; Плаксин А.М. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: учебное пособие / А.М. Плаксин, В.И. Потапов, Д.В. Постников. - Омск: Омский ГТУ, 2010; Платонов А.В. Магистратура и магистерская диссертация по технологии машиностроения: учебное пособие / А.В. Платонов, В.В. Глебов, Е.М. Игумнова, А.Ю. Шурыгин; Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2010 и др.

[4] Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. – С.16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: