Специальные налоговые режимы и особенности

План лекции:

1. СНР: экономическое содержание и сфера применения.

2. Специальные налоговый режим для субъектов малого бизнеса.

3. Специальные налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств.

1. СНР: экономическое содержание и сфера применения.

При регистрации в качестве предпринимателя в налоговом управлении предприниматель определяет, какой налоговый режим он будет использовать в предпринимательской деятельности.

Виды налоговых режимов определены ст. 427-452 НК РК.

Конечно, каждый налогоплательщик желает минимизировать расходы на налоги.

Оптимальный выбор налогового режима позволит это сделать, не нарушая требований законодательства.

Специальный налоговый режим НЕ вправе применять:

1) ЮЛ, имеющие филиалы, представительства;

2) филиалы, представительства ЮЛ;

3) налогоплательщики, имеющие обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах;

4) ЮЛ, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25%;

5) ЮЛ, у которых учредитель одновременно является учредителем другого ЮЛ, применяющего СНР.

СНР НЕ распространяется на следующие виды деятельности:

1) производство подакцизной продукции;

2) консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;

3) реализация нефтепродуктов;

4) сбор и прием стеклопосуды;

5) недропользование.

СНР можно менять, например, перейти с патента на общеустановленный режим или на режим налогообложения по упрощенной декларации.

НО! при переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через 2 календарных года применения общеустановленного порядка.

2. Специальные налоговый режим для субъектов малого бизнеса.

Виды СНР:

1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента;

2) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

3) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

4) специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

СНР на основе разового талона в Налоговом Кодексе не предусмотрен, однако в ст. 9 Закона РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», до 1.01.2011 г. предприниматели имеют право использовать СНР на основе разового талона.

Предусмотрено 4 вида бланков разовых талонов: на 1 день, на 3 дня, на 7 дней, на 1 месяц.

Разовый талон: 1) Физ. Лица, деятельность которых носит эпизодический характер (не более 90 дней) Реализация газет, журналов, продукты подсобного хозяйства и т.д.

2) Физ. Лица, которые осуществляют реализацию товаров, работ и услуг на рынке.

Стоимость разовых талонов устанавливается исходя из конкретной ситуации в определенной местности местными представительными органами (Маслихатами) на основе данных хронометражных обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, которые непосредственно влияют на эффективность занятия данным видом деятельности.

Пример 1:

Стоимость разового талона на занятие реализацией живых цветов, выращенных на дачных и придомовых участках на один день составляет 62 тенге.

ФЛ собирается заниматься данным видом деятельности ежедневно в течение 7 дней, то разовый талон (на 7 дней) выдается на данный период при уплате суммы в 434 тенге, т.е. 62 тенге х 7 дней = 434 тенге.

СНР на основе патента могут применять ИП, которые:

1) не используют труд работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;

3) доход за налоговый период (календ. год) не превышает 200-кратного размера МЗП (2 694 000 тенге).

Для применения СНР на основе патента ИП до начала его применения представляет в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление.

Вновь образованные ИП представляют указанное заявление не позднее 10 календарных дней со дня государственной регистрации в качестве ИП.

Патент выдается на срок не менее 1 месяца и не более 12 месяцев.

Исчисление стоимости патента производится путем применения ставки в размере 2 % к объекту налогообложения.

Стоимость патента подлежит уплате в бюджет в виде:

ü ИПН = 1/2 части стоимости патента;

ü социальный налог = 1/2 части стоимости патента минус социальные отчисления ГФСС.

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Пример 2:

Предполагаемый доход предпринимателя в месяц составляет 150 000 тенге.

Стоимость патента за месяц составит:

150 000 тенге х 2 % = 3 000 тенге

Сумма ИПН 3 000 тенге/ 2 = 1 500 тенге

Сумма социального налога (3 000 тенге/ 2) – 538 тенге (сумма социальных отчислений) = 962 тенге

Сумма социальных отчислений 538 тенге = 13470 тенге х 4 %

Сумма обязательных пенсионных отчислений ежемесячно 1347 тенге = 13470 тенге х 10%

СНР на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

1) для индивидуальных предпринимателей:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;

предельный доход за налоговый период составляет 10 000,0 тысяч тенге;

2) для юридических лиц:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

предельный доход за налоговый период составляет 25 000,0 тысяч тенге.

Пример 3:

С учетом самого ИП списочная численность работников составляет:

1-ый месяц - 9 человек

2-ой месяц - 11человек

3-ий месяц - 12 человек

Среднесписочная численность работников за квартал составит 11 человек ((9+11+12) / 3 месяца)

Исчисление налогов по упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно по окончании квартала путем применения к фактически полученному доходу (без учета затрат) ставки 3 % к доходу

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у ИП не менее 2-кратного (26 940 тенге), ЮЛ - не менее 2,5-кратного МЗП (33 675 тенге).

Исчисленная сумма налогов уплачивается в бюджет в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога в размере ½ от исчисленной суммы налогов и социального налога в размере ½ от исчисленной суммы налогов за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

3. Специальные налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств.

Во-первых, крестьянские или фермерские хозяйства вправе самостоятельно выбрать специальный налоговый режим, установленный главой 61 Нового Налогового Кодекса, или общеустановленный порядок.

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность:

ü по производству с/х продукции;

ü переработке с/х продукции собственного производства и ее реализации, за исключением производства подакцизной продукции.

Право применения СНР предоставляется крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности или на праве землепользования.

Налоговым периодом является календарный год.

Объектом налогообложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.

№ п/п Площадь земельных участков (гектар) Ставка налога
     
1. до 500 0,1 %
2. от 501 до 1000 включительно 0,1 % от оценочной стоимости с 500 гектаров + 0,2 % от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 500 гектаров
3. от 1001 до 1500 включительно 0,2 % от оценочной стоимости с 1000 гектаров + 0,3 % от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 1000 гектаров
4. от 1501 до 3000 включительно 0,3 % от оценочной стоимости с 1500 гектаров + 0,4 % от оценочной стоимости гектаров, превышающих 1500 гектаров
5. свыше 3000 0,4 % от оценочной стоимости с 3000 гектаров + 0,5 % от оценочной стоимости гектаров, превышающих 3000 гектаров

Исчисление единого земельного налога по пастбищам, естественным сенокосам и другим земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, производится путем применения ставки 0,1% к совокупной оценочной стоимости земельных участков.

Оценочная стоимость земельного участка за фактический период пользования земельным участком определяется путем деления оценочной стоимости на 12 и умножения на количество месяцев фактического периода пользования земельным участком.

Плательщики единого земельного налога НЕ платят:

1) ИПН с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный СНР;

2) НДС - по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный СНР;

3) земельного налога - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный СНР;

4) налога на транспортные средства - по соответствующим объектам налогообложения;

5) налога на имущество - по соответствующим объектам налогообложения.

Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 % от МРП (1273 тенге * 20% = 255 тенге) за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства.

Декларация для плательщиков единого земельного налога представляется не позднее 31 марта налогового периода (календарный год), следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

СНР для ЮЛ-производителей с/х продукции и

сельских потребительских кооперативов

Специальный налоговый режим, распространявшийся ранее только на юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен теперь и для сельских потребительских кооперативов, членами которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства, а также кооперативы у которых доходы от сельхоз. деятельности составляют не менее 90 %.

Особенностью является то, что исчисленные суммы КПН, НДС, социального, земельного налогов, налогов на имущество, транспортные средства, платы за пользование земельными участками подлежат уменьшению на 70%.

Исчисление, уплата вышеуказанных налогов и платы в рамках СНР, и представление налоговой отчетности по ним, производится в общеустановленном порядке для каждого налога порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: