Ответ
Ни одно из предприятий нельзя назвать полностью, «абсолютно» независимым. Существуют объективные условия, в которых оно работает.
Маркетинговая среда представляет собой совокупность всех субъектов и сил, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Маркетинговая среда состоит из макросреды и микросреды.
Макросреда предприятия — это внешнее окружение предприятия, которое влияет на само предприятие и его микросреду. Макросреда представлена демографическими, экономическими, политическими, культурными, природными и научно-техническими факторами. Одно предприятие не может оказать воздействие на макросреду. Это можно сделать, только объединив усилия с другими субъектами рынка.
Микросреда предприятия представлена более близким окружением, которое имеет непосредственное отношение к предприятию и оказывает на него влияние. Микросреда состоит из субъектов, с которыми предприятие непосредствен- t но взаимодействует. К микросреде предприятия относят конкурентов, клиентуру, поставщиков и т.д.
Факторы макросреды предприятия. Предприятию следует внимательно следить за всеми переменами, происходящими в его макросреде. Если на ранней стадии выявить тенденцию к изменению любого из факторов макросреды, это позволит предприятию получить преимущество перед конкурентами.
1.Демографические факторы — это изменение численности населения, уровень смертности и рождаемости, половозрастная структура страны, плотность населения. Кроме того, к демографическим факторам относятся миграция, соотношение городского и сельского населения, уровень образования и т. д. Предприятиям следует учитывать эти факторы, чтобы оперативно реагировать на демографические перемены. Например, низкая рождаемость прошлых лет привела к тому, что количество первоклассников в нашей стране ежегодно сокращается на 128 тысяч человек, и вузам при разработке концеп-1и развития следует это учитывать.
2. Экономические факторы — это состояние кредитно-финасовой системы, уровень инфляции, конвертируемость и курс национальной валюты, структура распределения доходов, уровень безработицы, покупательная способность населения (общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита) и т. д.
3. Культурные факторы включают в себя приверженность общества национальным традициям и обычаям, моральным и культурным ценностям. Кроме того, к культурным факторам относят вероисповедание, особенности потребительской культуры, субкультуры в рамках одной культуры и т. д.
4. Политические и правовые факторы — это политическое
устройство страны и уровень политической стабильности, расстановка политических сил, общественные движения и степень политизации общества. К правовым факторам относят особенности законодательной системы и ее исполнения, существующие законодательные акты и нормативы, регулирующие взаимоотношения предприятий с потребителя
ми и другими предприятиями (включая поставщиков и по
средников), уровень правовой грамотности населения и т. д.
5. Научно-технические факторы. К научно-техническим факторам относятся уровень научно-технического прогресса, количество новых технологий и их безопасность для человека, существующие стандарты и государственный контроль над качеством товаров, поддержка развития фундаментальной и прикладной науки государством, частными лицами и предприятиями.
6. Природные и экологические факторы — это климат, наличие сырьевых ресурсов, энергетическая ситуация, состояние окружающей среды и уровень вмешательства государства в эту сферу (принятие законодательных актов и их соблюдение).
Постоянное изучение макросреды и отслеживание тенденций ее изменения позволит предприятию выявить имеющиеся возможности и избежать трудностей.
ВОПРОС 12